Желание изменить

     Что подвигло меня взяться за эту вечную и избитую до нельзя тему? Казалось в ней нет ничего нового, все уже давно измыслено и растолковано, снято множество фильмов и написано не меньшее количество песен. Признаться, и сама думала так, но почему-то захотелось внести свою маленькую лепту в общий вклад писателей и вот, что послужило тому причиной. Недавно в нашей среде произошел один трагический случай, думаю, многие учащиеся нашей школы поймут о чем речь. Не собираюсь описывать что и как, это вовсе не входит в мои планы, но для тех, кто совершенно не знаком с темой, поясню, что поводом послужила неразделенная любовь, да, да, уважаемый читатель, она самая.
     Общественное мнение сложилось среди учащихся очень быстро и заключалось во всеобъемлющей и удивительно глупой и пошлой, как мне потом уже казалось, фразе - "она ему изменила". Более всех категоричны были девочки младших классов, которые, в общем-то, даже и не знали этих людей, но принимали самое активное участие в формировании "мнения", что немного раздражало. И вот, поддавшись этому самому общественному мнению и твердо убежденная, что "она" такая-сякая, ох уж этот юношеский максимализм, не понимающий и не разбирающий оттенков, а делящий мир исключительно на белое и черное, вечером поделилась с домашними, со взрослыми, конечно. Не скажу, что я была удивлена услышанному, нет, но это было чувство, очень похожее на то, когда смотришь на окружающий тебя мир совершенно другими глазами...
     Ванильно-правильным и приторно-верным девочкам я бы не советовала читать дальше, потому что прочитанное может им совершенно не понравиться, особенно тем их представительницам, у которых мысли не убегают дальше макияжа. Так вот, возьмите с собой томик Льва Толстого или ноутбук, у кого что есть, и выбирайтесь на природу, на свежий воздух, иначе ни с чем нельзя сравнить впечатление от прочтения "Крейцеровой сонаты". Почему вдруг "Крейцерова соната"? Да потому, что сразу после вечерней беседы со взрослыми мне посоветовали не делать скоропалительно-категоричных выводов, меньше прислушиваться к "общественному" мнению и настоятельно рекомендовали прочитать эту повесть Толстого. Она и стала тем самым глотком свежего воздуха, который помог мне другими глазами взглянуть на эту трагедию, отойти от крикливо-пошлых обвинений одной стороны и слепого оправдания другой. Подогрело мой интерес к повести и то, что "Крейцерова соната" была сразу же запрещена в царской России и послужила одной из причин отлучения писателя от церкви.
     Так что же происходит в нашем случае? Мальчик и девочка дружили с шестого класса, а спустя несколько лет, уже в старшем классе, расставание по инициативе девушки послужило причиной трагедии. И кто виноват? Разве это можно назвать изменой? Я не оправдываю никого, но стараюсь смотреть со стороны, так всегда виднее, как у Есенина - "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Многие, говоря о дружбе и чувствах с шестого класса, подсознательно видят в этом только "заслугу" и повод обвинить человека, дескать, как она могла после стольких лет. Но посмотрите на это с другой стороны, не взглядом шести-семиклашки, а взглядом взрослого человека. Какие интересы, какие взгляды на жизнь и окружающих людей в первом классе? а какие в шестом? а в десятом? а во взрослой жизни? Человеку свойственно меняться, свойственно взрослеть и то, что устраивало его на более раннем этапе жизни, может оказаться совершенно чуждым в последующие годы. А беда еще и в том, что девочки взрослеют быстрее мальчиков, обгоняя их в развитии - это уже научный факт. Она и выросла, розовая дымка влюбленной шестиклашки прошла и уже девушка взглянула на мир другими глазами. Простите меня за следующее сравнение, но оно отражает самую суть при всей своей циничности. Когда вы вырастаете из любимого платья или туфелек, вы продолжаете их носить даже несмотря на то, что вам тесно, жмет и везде трещит по швам? Вот то-то и оно...
     В рассказе Толстого, в самом его начале, есть очень интересный диалог. Вмешавшись в общий разговор о любви, в котором дама рассуждала об этом чувстве, как о чем-то возвышенном, как о "предпочтении одного или одной над всеми остальными... надолго, на всю жизнь", называя это истинной любовью, главный герой говорит: "Предпочтение на сколько времени? На месяц? На два дня? На полчаса? Да ведь это только в романах (на всю жизнь - прим. автора), а в жизни никогда. В жизни бывает это предпочтение одного перед другим на года, что очень редко, чаще на месяцы, а то и на недели, на дни, на часы."
     А что потом, когда проходит влюбленность, когда проходит это самое предпочтение одного перед другим? Люди начинают понимать, что они чужие друг другу, во всяком случае кто-то один уж точно, отсюда и "неразделенная любовь".  Приведу цитату из повести: "...это была не ссора, а это было только обнаружение той пропасти, которая в действительности была между нами. Влюбленность истощилась... и остались мы друг перед другом в нашем действительном отношении друг к другу, то есть два совершенно чуждых друг другу...человека." Не научат этому ни в школе, ни здесь и ни где бы то ни было, пока осознанное понимание происходящего не придет само... И счастье тем, кто это понимает и желает что-то изменить, и беда, если кто не может или не хочет этого понять и принять...
     Предлагаете оставаться вместе и терпеть друг друга, врать самому себе и окружающим, что вас все устраивает? Ответ находим в строках Толстого: "Когда обман, то это легче переносится. Это скверно, но еще идет; но когда, как это чаще всего бывает, приняли на себя обязательство жить вместе всю жизнь и со второго месяца уж ненавидят друг друга, желают разойтись и все-таки живут, тогда выходит тот страшный ад, от которого спиваются, стреляются, убивают и отравляют себя и друг друга..."
     Я не переношу известный нам случай на повесть Толстого, "Крейцерова соната" помогла мне взглянуть на ситуацию осмысленно, взглядом взрослого человека, более опытного в жизни и далекого от розовых туманов ранней юности. Не пытаясь копаться в отношениях людей и выяснять чью-то правоту, мне было интересно понять, что такое измена и можно ли желание одного человека поменять что-то в своей жизни называть этим словом? И право, кто из нас не менял своих "предпочтений", не расставался с друзьями и подругами, в один из дней посмотрев на них по-другому и разочаровавшись в них? Думаю, не найдется ни одного, кто сказал бы о себе другое. Беда именно этой пары в том, что один из них оказался слабым, не найдя в себе сил принять действительность и не подумав о близких. Не судите и её, ведь на месте этой девушки могла оказаться любая из нас, но я точно уверена, что очень немногие из тех, кто её осуждают, нашли бы в себе силы придти туда, где вас не ждут - это свойство сильных людей, сознающих свою правоту. Осуждаю ли я её сейчас? Пожалуй,  нет и вас к тому призываю. Все кажется простым только тогда, когда не касается нас лично, потому не судите чужого прошлого, не зная своего будущего.

Нравится

  Тридцатая школа