Измена и благородство в бунинском рассказе "Кавказ"

   Прочитав "Кавказ", подумала, насколько бунинский рассказ актуален для нас и могла ли история, описанная в рассказе, случиться в наши дни? Конечно, затронутые писателем темы, вдохновляли многие поколения поэтов и художников, ведь любовь и измена - две извечные неразлучные спутницы, волновавшие людей на протяжении всей истории человечества, не оставляя равнодушным никого. Так можно ли перенести бунинскую историю в наши дни, если не обращать внимания на детали старины? Но повременю с ответом и, с Вашего позволения, сделаю небольшое отступление.
   К счастью, лично мне повезло с преподавателем литературы, которая не только не препятствует выражению собственной точки зрения на произведение, но и всячески способствует этому. Собственно, так и появились на свет два моих небольших сочинения, одно из которых решила посвятить рассказу И. А. Бунина "Кавказ".
   Но, увы и ах, как часто можно слышать, что на уроках литературы учителя буквально навязывают свою точку зрения, как единственно правильную, что, по моему мнению, является большой ошибкой. Так и приходят на память слова из известного фильма о школе: "Вы - учитель словесности. Вам ученик написал стихи - это хорошо или плохо?". Не говоря уже о таких важных понятиях, как свобода мысли, собственное мнение и самовыражение, учитель словесности должен развивать стремление ученика мыслить самостоятельно, а не по "указке" банальными избитыми чужими фразами, ведь литература - это, в первую очередь, искусство, в ней нет места готовым штампам, аксиомам и прочим "прелестям" точных наук. Мы смотрим на картину, скульптуру, смотрим кинофильм и увиденное вызывает в нас определенные чувства или оставляет равнодушными, но всегда формирует мнение, пусть даже на уровне "нравится или нет", но собственное мнение - и это неотъемлемое свойство любого искусства и литература не исключение.
   Так можно ли перенести бунинскую историю в наши дни? Не знаю, насколько категоричным покажется Вам мой ответ, но он скорее отрицательный. И дело тут не в любви и измене, им уж точно не грозит стать старомодными и спустя века, но в рассказе присутствует одна важная деталь, практически полностью исключающая возможность повторения этой истории. Итак, "Кавказ"...
   Из трех героев рассказа самым безликим и, наверное, самым жалким мне показался герой, от лица которого идет повествование. В начале вкратце о нем, чтобы больше не вспоминать и не пренебрегать ни Вашим вниманием, ни своим временем. Трудно представить, что мужчина, не способный на решительный поступок, может составить счастье женщины, и заметьте, как Бунин употребляет слово "воровски" описательно к действиям героя. Человек слабый и нерешительный, он боялся за себя, боялся всего вокруг и постоянно опасался мужа, вероятно, чувствуя его превосходство над собой.
   Образ жены, вызывает двоякое чувство. Не зная всех подробностей жизни и истории замужества, трудно судить о причинах, побудивших ее к измене. С одной стороны, трудное положение, в котором оказалась женщина, невольно заставляют сочувствовать. Можно восхищаться и ее дерзостью, с которой она придумала и осуществила путешествие на юг, но... С другой стороны, ей не хватало сил и решимости на полный разрыв с супругом, что заставляло ее плакать и произносить: "Еще две-три недели - и опять Москва!". Вот это ее согласие на ложь и желание и дальше обманывать, пусть уже и не любимого, но, по-прежнему, близкого человека не могут красить ее.
   И, наконец, образ мужа - человека, действия которого и послужили поводом дать отрицательный ответ на вопрос о возможности повторения всей этой истории в наши дни. Кажется странным, что из всех трех героев рассказа, мне, девушке, оказывается ближе и понятнее именно этот человек, к которому чувствуешь расположение на уровне чувств и восприятий. Ответ, в общем-то, лежит на поверхности - он единственный порядочный человек, если судить о нем только по изложенному в рассказе, а благородство и порядочность всегда вызывают уважение и участие. К сожалению, именно эти качества и привели к роковому для героя исходу.
   Его смерть, конечно, можно рассматривать с разных позиций и точек зрения. Можно говорить, что он покончил с собой из-за утраты любимого человека, убедившись в ее измене. Можно говорить, что убив себя, он освободил от обязательств жену, тем самым поступив благородно, хотя, очень странное благородство заставить человека всю оставшуюся жизнь считать себя виноватым в смерти и раскаиваться.
   Да, причина смерти этого человека кроется в благородстве, но в благородстве совершенно иного рода. "Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!" - читаем мы в рассказе. Вот и ответ на все вопросы. Мужская честь дороже, чем что-либо на свете! И этому не стоит удивляться, в прежние века люди, в особенности офицерство и дворянство, в большинстве своем дорожили личной честью и были щепитильны даже в мелочах, касавшихся вопросов собственного достоинства. И герой рассказа был готов "не останавливаться ни перед чем". "Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи..." и, вероятно, если бы он нашел любовников, то убил бы их. Ему хватило бы и решимости, и хладнокровия, и силы воли - прочтите описание смерти мужа и вы совершенно другими глазами взглянете на этого человека. В его жилах текла настоящая "голубая" кровь, заставлявшая в свое время людей умирать на дуэлях за один только косой взгляд или неосторожный жест.
   И не найдя любовников, он посчитал, что единственным способом смыть бесчестье, измену жены, будет застрелиться... Да, неразделенная любовь, утрата любимых и в наши дни бывают причиной ухода из жизни, но станет ли кто-то в наши дни так дорожить собственной честью, что измена жены послужит безусловным поводом для самоубийства и возможностью спасти собственное имя? Лично я очень сильно сомневаюсь...

Нравится

  Тридцатая школа