Игровые автоматы: от Колокола свободы до интернета

   Вращающиеся барабаны с изображениями фруктов, звук сыплющихся в лоток жетонов - многим это знакомо не по наслышке и в наши дни, пожалуй, трудно найти человека, который не имел бы представления об игровых автоматах. Мы сталкиваемся с ними чуть ли не на каждом шагу, видим их в любимых фильмах, слышим о них, читаем, они настолько прочно вошли в жизнь людей, что кажутся самой банальной, обычной, вещью, без которой трудно представить современность, как без каких-нибудь джинсов, жевательной резинки или колы. Как и любое человеческое изобретение, игровые автоматы пережили разные периоды в своей истории прежде, чем завоевали всемирную известность и популярность. Впрочем, популярность, пусть не всемирная, пришла к ним сразу же, но давайте обо всем по порядку.
   Начиналось все более века назад в Сан-Франциско, американском городе на побережье Тихого океана, разбогатевшем на золотой лихорадке и золотоискателях. Изобретение игровых автоматов до боли напоминает изобретение многих других гениальных творений... Да, да, можно, при желании, поспорить о практической пользе для человечества, но не стоит умалять гениальность человека, чье изобретение завоевало весь мир. И этим человеком был простой механик Чарльз Фай, иммигрант из Баварии, который дома, в собственной мастерской, собрал первый игровой автомат. И произошло это, по разным сведениям, в период между 1884 и 1887 годами. Точная дата осталась для истории, увы, неизвестна.
   Конструкция первого механического слота (давайте примем это название, закрепившееся за игровыми автоматами благодаря монетоприемнику - маленькой щелочке, куда опускалась монетка - хотя, доподлинно неизвестно с каких пор это название "приклеилось" к творению Фая и его последователей) - была до примитивности проста. Обыкновенный ящик с закрепленными внутри на одной оси тремя барабанами, вращавшимися независимо друг от друга и имевшими разную скорость вращения. На них были размещены 10 символов: к девяти карточным Фай добавил специальный символ - колокольчик. Почему вдруг колокольчик, спросите Вы? Дело в том, что Фай своему детищу дал громкое название - "Liberty Bell", т.е. "Колокол свободы" (см. рисунок 1) . Снабжен слот был специальным рычагом, приводившим в действие механизм вращения и благодаря которому игровые автоматы и получили прозвище "одноруких бандитов". В передней стенке ящика было прорезано окошко, где игрок видел комбинацию символов, причем на слотах Фая видеть можно было только три символа, составлявших итоговую комбинацию. Работал "Колокол свободы" от пятицентовых монет, а выигрыш игрока определялся в зависимости от выпавшей комбинации символов - максимальный соответствовал трем колокольчикам и составлял всего пол-доллара.
   Все свои первые автоматы Фай изготавливал вручную и сдавал за половину прибыли владельцам салунов, кабаков и игровых заведений. При этом он продолжал усовершенствовать свой игровой автомат, ведь ушлые игроки находили такие способы получить выигрыш, о которых Фай даже не мог подозревать. К примеру, чтобы остановить барабаны иногда достаточно было сильно ударить по автомату, чем пользовались играющие. Кстати, по этой же причине отказались от первых механических лотков, выдававших джек-пот. Дело в том, что эти лотки были снабжены обычной перегородкой, открывавшейся под весом тяжести монет, как только их в лотке набиралось определенное количество и при сильном ударе перегородка не выдерживала. Так появилось на свет устройство, блокирующее слот при ударе. Любопытен и другой факт о "Колоколе свободе": чтобы на слоте не могли играть дети, рычаг был сделан "тугим" и для запуска игры требовалась определенная физическая сила.
   Вскоре "Колокол свободы" обрел небывалую популярность и Фай уже не успевал производить их. В 1896 году он основал фабрику по производству слотов и, не переставая заниматься и изобретательством, в 1901 году сконструировал первый аппарат для игры в покер, но это уже другая тема и мы не будем останавливаться на ней. Но кому, как не изобретателю игровых автоматов, должно быть известно, что фортуна переменчива? В 1906 году сильнейшее землетрясение в Сан-Франциско и вспыхнувшие за ним пожары полностью разрушили фабрику Фая. И, конечно же, он не мог долго оставаться монополистом в индустрии слотов, отказываясь продавать аппараты и права на их производство.
   Герберт Миллс стал тем человеком, который продолжил "дело" Фая и в 1907 году сконструировал собственный игровой автомат, напоминавший "Колокол свободы", что, впрочем, было неудивительно, ведь Миллс принимал участие в его разработке (см. рисунок 2) . Автомат Миллса отличало от предшественника одно важное нововведение - он расширил окошко обзора и играющий видел теперь не один ряд итоговой комбинации, а три, что явилось важным психологическим фактором. Ведь куда азартнее, когда видишь, как близка была заветная комбинация, выпавшая в соседнем ряду. Герберт Миллс стал и автором другого важного изобретения, так называемого скилл-стопа (skill stop) - устройства, позволяющего игроку в любой момент игры остановить вращение барабанов, что также увеличивало сопричастность игрока процессу игры, позволяя ему думать, что в его силах повлиять на результат игры. Не знаю каким был Миллс изобретателем, но психологом он был чертовски хорошим. Но мы немного забежали вперед, скилл-стоп был придуман в 20-х годах уже двадцатого века, а до этого в истории игровых автоматов произошли не менее значительные изменения.
   Завоевав бешеную популярность, игровые автоматы буквально заполонили Америку в начале двадцатого века. Не были ни одного мало-мальского городка, даже деревушки, где не стояли бы слоты. И что примечательно, с самого начала своего появления на свет игровые автоматы находились на полулегальном положении, ведь оборот наличных монет никак не контролировался, что не могло нравиться дяде Сэму. Итогом стал запрет слотов в стране и, в частности, в Калифорнии. Отец-основатель индустрии, Чарльз Фай продолжал производить их, несмотря на запрет, и в итоге был арестован, а игровые автоматы по всей стране стали переделывать под автоматы для продажи жевательной резинки, а карточные символы на барабанах заменили изображениями вишенок, лимонов, слив, груш и других фруктов, что даже дало новое название слотам - "фруктовые автоматы", и картинки эти мы видим на игровых автоматах до сих пор. Та или иная фруктовая картинка соответствовала вкусу продаваемой жевательной резинки. Появился и новый символ - BAR, ставший самым крупным выигрышем, сместив тем самым колокольчик Фая на вторую строку в таблице выигрышей (см. рисунок 3) . При этом изворотливые предприниматели даже не думали отказываться от прямого предназначения автомата - игры. Просто теперь при покупке жевачки или конфеты покупатель мог расчитывать на денежный приз в зависимости от... выпавших картинок. Хотите еще раз испытать счастье? Извольте, купите еще одну конфетку. Одним словом, несмотря на запреты, игровые автоматы более или менее благополучно пережили двадцатые годы прошлого столетия и даже процветали в Великую депрессию, разразившуюся в Америке в 1929 году.
   Следующим шагом стало проникновение игровых автоматов в мир казино, что произошло в конце сороковых годов в Лас-Вегасе, когда слоты были размещены в отеле "Фламинго-Хилтон". Любопытно, что по задумке владельцев казино, игровые автоматы даже не предусматривались, как серьезный источник дохода. Они были предназначены для развлечения жен и подруг состоятельных игроков, которые были заняты рулеткой или картами, но, как это часто случается, эффект оказался совершенно другим и автоматы в скором времени стали приносить основную долю дохода казино.
   Спустя пару десятилетий, изобретения в электронике чуть было не подорвали доверие игроков к слотам. Все дело в том, что вместо старых механических стали выпускать видео-слоты со встроенным электронным чипом внутри, заменившими "старые добрые" механические барабаны. По мнению игроков, прежние механические автоматы были "честнее", так как изображение барабанов на видео-мониторе было всего-лишь анимированной картинкой, что заставляло задуматься о справедливости выпадавших комбинаций. Но, с другой стороны, простота, внешняя броская красота, общедоступность и, конечно, неистребимый человеческий азарт и жажда "халявы" сделали свое дело, позволив видео-слотам вытеснить старые механические автоматы (см. рисунок 4) . А для "любителей старины" на некоторых моделях даже оставляли, ставший знаменитым, рычаг, хотя для запуска автомата он был уже бесполезен - его заменила кнопка, не требовавшая большой физической силы.
   После довольно длительного периода стабильности индустрия игровых автоматов пережила новый революционный скачок, что было связано с появлением интернета.  И глупо было бы предположить, что слоты не воспользуются новой возможностью покорить мир игроков. В глобальной сети появилась возможность игры на автоматах онлайн, а предлагаемый выбор виртуальных слотов зачастую удивит даже самых взыскательных игроков. К удобствам онлайновой игры многие относят и отсутствие личного контакта, и возможность крупного выигрыша за относительно небольшую плату, если кому-то вдруг захочется испытать фортуну и сыграть на деньги, и наличие обучающих режимов для новичков, и возможность самому задавать темп игры, сидя где-нибудь в спокойной обстановке перед монитором компьютера. Есть и минусы, прежде всего, это отсутствие внешнего антуража, какого-то действа, событийности во всем происходящем вокруг, что приуменьшает дух азарта, витающего в воздухе и дразнящего игрока. Впрочем, этот самый азарт может доводить до крайностей, о чем как-то писала в статье "Рулетка и Достоевский" и каждый из нас должен самостоятельно определить ту грань, за которую не следует выходить в погоне за "удачей". Но об этом, как и том, почему игровые автоматы метко прозвали "однорукими бандитами" мы поговорим в следующий раз.

 

Нравится

Тридцатая школа