Русские народные спортивные игры

  Будучи спортсменкой и, занимаясь неолимпийским видом спорта, что кому-то подчас кажется бесперспективным, задумала эту статью на фоне тех изменений, которые сейчас происходят в спорте, и, в частности, в олимпийском движении.
   А с Олимпиадами в последнее время происходит что-то, на первый взгляд, непонятное, когда старые и признанные виды исключаются из программ олимпиад, а совершенно несуразные становятся таковыми по причине "зрелищности". Ну, скажите мне, какой человек в трезвом уме и здравой памяти назовет, к примеру, скелетон или керлинг зрелищным видом спорта, особенно в сравнении с той же вольной борьбой, исключенной недавно из олимпийских соревнований? Но ничего удивительного, в общем-то, не происходит - кто платит, то бишь содержит МОК, тот и заказывает музыку.
   Правда, конфузы случаются и с "заказчиками". В 1992 году в программу Олимпиад был введен бейсбол, как показательный вид спорта, кстати, примечательно, что сделано это было после распада СССР, а спорт в современном мире, как известно, одна из сторон политики. Вероятно, американцы справедливо считали, что в их национальном виде спорта равных им не будет. Ага, все правильно, но вот у кубинцев было совсем другое мнение. На нескольких Олимпиадах подряд эти, в представлении американцев, злейшие враги свободы и демократии регулярно обыгрывали с неприличными счетами родоначальников бейсбола, забирая все золото себе до тех пор, пока у последних не лопнуло терпение и бейсбол не был исключен из программы Олимпиад вообще. Пожалуй, это был один из редких случаев, когда спорт, в его истинном понимании, оказался сильнее всемогущего "бакса". И вообще, кто знает, может, спустя много-много лет мы увидим в программе олимпийских игр соревнования по популярным в наше время компьютерным играм, если главный критерий отбора - это зрелищность? 

   Но простите за небольшое отступление и давайте поговорим все же о национальных видах спорта. Эта статья будет посвящена спортивным играм на Руси. Нет, не подумайте, что на Руси в древности существовал спорт, вовсе нет. Он возникнет довольно поздно, вслед за развитием его в Европе. Об этом можете прочитать в статье "Спортивно-гимнастическое движение и начало развития спорта в России". На Руси, как и во многих других странах, игры имели сугубо прикладное значение, выполняя несколько важнейших функций, таких как физическое воспитание здорового и крепкого поколения, средство общения и, конечно, досуга и развлечения. Затем уже, некоторые игры, бытовавшие в народе, как забава, оставаясь таковыми, стали применяться, как средство физической подготовки и постепенно превращались в то, что мы называем сейчас видами спорта.
   Некоторые игры так и остались на уровне развлечений, даже приобрели черты азартных игр, о чем рассказывалось в статье "Во что играли на Руси", а некоторые дали рождение официально признанным видам спорта. К таким играм можно отнести городки, шашки и лапту. Об их происхождении, правилах и традициях и пойдет речь ниже.

  Городки - это русская народная спортивная игра, суть которой состоит в выбивании палками с определенных расстояний из "города" пяти цилиндрических чурок или "рюх", составленных в виде различных фигур. По предположениям, игра возникла в 20-х гг. 19 в. в России.
   Современные правила игры, в общем-то предельно просты. На земле размечают квадрат 2х2 м, который называется "город". В нем попеременно располагают различные фигуры, сложенные из цилиндрических деревянных чурок ("рюх") длиной 20 см. На расстоянии 13 м от "города" чертят линию - "кон", откуда игроки начинают игру. Другая черта находится от "города" на расстоянии 6,5 м - это "полукон". Игрок бросает биту - деревянную палку длиной около метра, и, если, он выбьет своим броском хотя бы 1 городок из сложенной фигуры, то переходит в "полукон" и совершает остальные броски с дистанции в 6,5 м. Партия в городки состоит из 15 различных фигур, только лишь названия которых незначительно менялись со временем. Победителем считается тот, кто затратит на выбивание всех фигур меньшее количество бросков.
   Куда все сложнее с происхождением игры. Часто приходится читать, что городки пришли "из глубины веков", что большим поклонником игры был царь Петр Первый, но достоверных исторических свидетельств ни в летописях, ни в документах не найдено до сих пор. А первые документальные  сведения об игре можно найти у европейцев, описывавших игру, как русскую народную забаву, широко распространенную в начале 19 века по всей территории России прежде всего среди простонародья. Но разумно предположить, что массовой игра стала задолго до описываемых событий. Современные археологические находки могут подтвердить, что уже в древнем Новгороде существовал прообраз этой игры и некоторые исследователи связывают его со скандинавской игрой "кубб", но при этом кажется странным, что в самой Швеции достоверные сведения о "куббе" относятся только лишь к началу века двадцатого.
   Очень напоминает современные городки игра "Крегли", которую многие считают родоначальником городков. Посудите сами. Вот как описывалась эта игра. Название свое игра получила благодаря тонким круглым столбикам, высотой не более четырех вершков, т.е. примерно 18 см, называемым "креглями". Но, скорее всего, название это возникло от английской игры кегли с легкой руки впервые описавшего русские "городки" англичанина Д.-А. Аткинсона, сравнившего эту игру со знакомой ему английской. В самой же России игру называли городками, чушками, рюхами. На земле чертили два круга или четырехугольника на расстоянии 15-20 шагов друг от друга, а между ними выкапывали небольшую ямку, называемую маслом. В круге из креглей (чушек или рюх) ставили "города" следующим образом: одну креглю кладут на землю, две рядом с ней вертикально по сторонам, а четвертую сверху на боковые; с одного конца ставят пятую. Это построение напоминает современную фигуру "пулеметное гнездо", а раньше она называлась "баба в окне". Играющие делились на две половины и начинающий игрок бросал палку в круг соперника, т.е в соседний. Если он выбивал "город" или хотя бы одну креглю, то переходил на "масло" и уже оттуда бил остальные городки соперника. Выигравшей считалась команда раньше выбившая все крегли противника. При этом наказание проигравших было смехотворным - они обязаны были носить на своей спине победителей вокруг обоих кругов, осыпаемые шутками и насмешками. Возникнув, как игра простонародья, городки постепенно завоевывали популярность и в других слоях русского народа. Так игра в городки была любимым физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них - академик И. П. Павлов, генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф. И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В. В. Стасов, классики мировой литературы Л. Н. Толстой и А. М. Горький.
  Существовал также "пыж", где игроки соревновались в выбивании битой стоящего на отдалении деревянного чурбачка цилиндрической формы.
   Существовала на Руси и разновидность игры в бабки, называемая "городки", при которой игроки ставили попарно бабки или пыжи (деревянные чурбачки) в виде шестиугольника, что называлось "городить". В середине такого городка располагались три гнезда, называемые средовиной или сердцевиной. Такой бабочный городок били свинцовой или чугунной бабкой. Вообще, существует мнение, что название игры городки произошло именно от начерченной на земле фигуры с расположенными внутри предметами, будь то бабки, чушки или рюхи, что в большинстве игр носит название "город", "городок".

   Шашки являются игрой древней. Неизвестно ни имя изобретателя, ни даже народа, создавшего эту игру, тем более, что во многих цивилизациях существовали свои разновидности игр шашечного типа. Но есть предположение, что шашки произошли от игры нарды, отказавшись от игральных костей, чтобы исключить элемент случайности, характерный для последней. Долгие годы появление шашек на Руси связывали с именем киевского князя Владимира Мономаха, якобы завезшим эту игру из Константинополя. В действительности, как попали шашки на Русь доподлинно неизвестно, но в древнерусских былинах можно часто встретить упоминание игры, называемой "тавлеи" или "велеи".  Игра эта в былинах часто называлась "немецкой" и можно предположить, что появилась она на Руси из Европы, при этом совершенно не обязательно, что от немцев - на Руси практически всех европейцев называли "немцами". Согласно этой версии слово "тавлеи" происходит от латинского слова tabula, что означает "доска".
   Помимо европейской версии происхождения, существуют и другие. К примеру, одни исследователи считают, что тавлеи пришли с Востока, объясняя свою гипотезу тем, что в Турции нарды до сих пор называются "тавла", правда, необходимо добавить, что в греческом языке слово "тавла", как и в латинском, означает "доска" и, возможно, что к туркам это слово попало от греков, а точнее от византийцев.
   По другой версии, "тавлеи" завезли на Русь викинги, у которых игра изначально была мистическим инструментом предсказаний. Не случайно на скандинавских тавлеях вырезаны руны, а форма фишек похожа на руны для гадания.
   А вот по другой версии в шашки на Руси играли уже в 3-4 веке, что подтверждается археологическими раскопками. В 1969 году на земле вятичей, в районе Старой Рязани, в могильнике были обнаружены две шашки для игры. Предположительно это и есть шашки для тавлеи. На одной из них был изображен витязь со щитом и копьем. Вторая шашка была без рисунка, того же размера и хорошо удерживалась на «спине» собрата. Из этой находки можно предположить, что в тавлеях использовались «именные» фигуры как в шахматах, а не безликие, как в шашках, а процесс игры чем-то напоминал столбовые шашки, о которых мы расскажем дальше.
   Как бы там ни было, но шашки на Руси имеют очень древнюю историю, которая имела и свои трудные периоды. К примеру, Московским митрополитом Даниилом, отличавшимся раболепием перед светскими властями и жестокостью по отношению ко всем другим, игры в шахматы и шашки были объявлены столь же порочными, как сквернословие и пьянство, что было законодательно закреплено его последователями на Стоглавом соборе в 1551 году и вошло в "Домострой". Преследовать шашки православная церковь перестала только в 1649 году, когда патриарх Никон в "Соборном уложении" отменил запрет на эти игры. С времени царствования Алексея Михайловича (1645-1675 гг.) и включая время царствования Петра Великого, который ввел шашки в программу своих знаменитых ассамблей, начинается возрождение шашек. Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин, Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие другие известные личности. Как же играли в шашки на Руси?
   Вот как описывали шашки современники в 19 веке: "В шашки играют на такой точно доске, как в шахматы... первыми занимаются сейчас гораздо больше, чем последними. Нет места по городам, где бы не было шашек. Особенно она сделалась любимой среди купцов, которые, сидя в гостином дворе, проводят целый день в этой забаве... но не играют на деньги. В шашки играют в дамки, в поддавки и в волки. В первом случае стараются или перебить все шашки, или запереть их, во втором — поддавать все свои шашки, чтобы противник перебил их; в третьем — две шашки, называющиеся волками, ходят во все стороны, вперед и назад и бьют овец — противоположные им шашки. Но все искусство состоит здесь в том, чтобы овцы загнали волков, не дали им ходу и не допустили бы волков резать овец." Очень понятное описание. Добавим лишь, что ходы совершались поочередно и строго по диагонали, а "запереть" означало положение, при котором одна или несколько шашек соперника не могут совершить хода. В нынешней терминологии это "запирание", а на Руси называли простым словом "нужник", что означало... сортир, и было традицией совать запертую шашку под нос сопернику с предложением понюхать.
   Существовал еще один вариант игры, называвшийся "столбовые шашки". В них побитые шашки не удаляются с поля, а ставятся под побившие их. С каждой побитой шашкой башенка растет. Ходит такая башня так же, как лежащая на ее вершине шашка, т.е. дамка или простая. Если башня бьет башню, то все шашки побитой ставятся под верхнюю шашку побившей. Игрок может и разделить башню на две по своему усмотрению. Игра ведется до момента, когда на поле не останется шашек протиника.
   Как вид спорта шашки сформировались в конце 19 века, когда стали проводиться первые всероссийские турниры. Наибольшую популярность, как вид спорта, шашки приобрели уже после революции 1917 года. Правила нынешних русских шашек, как официально называется этот вид спорта, почти аналогичны правилам международных шашек и в последнее время по ним регулярно проводятся чемпионаты мира под эгидой Всемирной федерации шашек.

   Лапта - русская народная командная игра, происхождение которой уходит в глубь веков. Лапта упоминается в древних русских летописях, а в Новгороде археологами были найдены мячи и биты, что говорит, как минимум, о тысячелетней истории этой игры. Суть игры проста. Игроки одной команды выбивают битой - лаптой или лаптиной - мяч как можно дальше и во время его полета бегут через игровое поле и обратно, тогда как игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из бегущих соперников.
   Лапта прежде всего была игрой простого народа, но уже при Петре Первом ее начали использовать, ка средство физической подготовки в армии. Впоследствие лапта стала использоваться для активного досуга. Как вид спорта лапта сформировалась уже после революции 1917 года, когда были упорядочены правила и сделаны первые шаги для проведения соревнований по лапте.
   Название свое игра получила от плоской деревянной палки, используемой в качестве биты, на одной стороне которой делали рукоятку. Бита называлась лаптой или лаптиной. Зачастую вместо лаптины использовали обыкновенную круглую палку. Нехитрый инвентарь для игры дополнял мяч. Его изготавливали из кожи и набивали шерстью. По словам современников такие мячи стоили весьма не дешево, если у кого-то возникала нужда покупать их. В деревнях же весь "инвентарь" изготовляли самостоятельно. И для игры использовали поле, где проводили две черты на расстоянии 40-50 м друг от друга и шириной до 40 метров. На одном конце поля располагался "город", где стояла отбивающая команда. Черта на другом конце поля означала "кон".
   Правила современной лапты мы не будем описывать, они мало чем отличаются от старых за исключением небольших деталей, характерных для той или иной местности России. Остановимся на правилах старых, вернее приведем описание этой игры, данное ей современниками.
   "Для этой игры избирают двух маток. Палку, или лапту, бросают вверх и плюют на одну сторону, говоря: «Мокрого или сухого тебе надобно?» Если палка упала на мокрую сторону, тому быть маткой в городе; а на сухую сторону — в поле.
   Прочие подходят попарно к маткам, спрашивая их: «Мокрого или сухого?» На ответ «мокрого» тот идет на сторону мокрого; на ответ «сухого» — на сторону сухого. Игроки разделяются на две половины: одна идет к своей матке и играет с ней, а другая идет в поле, чтобы ловить на лету падающий мяч. В других местах игру начинают конанием: двое из прославленных игроков, взяв палку, меряются между собой, кому из них быть маткой и кому начинать игру. Чья рука остановится на верхушке палки, тому быть маткой и начинать игру.
   Одна половина игроков идет в поле и разделяет между собой места, где кому стоять и что делать: одни становятся посредине, другие — по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадет палкой после третьего раза, тот лишается права бить мяч; кто бьет за каждым разом, тот продолжает бить до трех промахов.
   Здесь большое искусство состоит в том, чтобы бить мяч высоко, после удара бежать к проведенной в поле черте, плюнуть там и воротиться назад непобитым к своему месту; но если мяч попадется в руки кому-либо из ловящих и застанет бегущего на черте в поле, тут используют всевозможные обманы, как бы побить мячом, а со стороны убегающего, как избежать удара. Если кого-то ударили мячом (запятнали или осалили), игра прекращается и передается другой половине игроков. Она прекращается и тогда еще, когда кто-то на лету схватит мяч, чтобы поймать который, необходимо иметь особую сноровку и силу в руке, потому что от сильного удара в руку ловящего бывает иногда такой ушиб, что сворачивает пальцы."
   Побеждала та команда, которая совершила большее число пробежек из города в кон и обратно.
  Русский писатель А. И. Куприн так охарактеризовал лапту: "Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места."

Нравится

Тридцатая школа