Рулетка и Достоевский

     Откуда появилась рулетка и кто ее придумал доподлинно неизвестно и на сегодняшний день есть несколько версий ее происхождения: от исторических домыслов до мистических легенд. Предполагают, что эта игра, вернее сама идея игры, пришла к нам с Востока, из Китая, как и многие другие изобретения, ошибочно считающиеся "европейскими". Но во что играли древние китайцы и в каком виде попала эта игра в Европу никто не знает, а потому по другой версии изобретение рулетки приписывается Блезу Паскалю. Да, да, тому самому знаменитому французскому ученому, которого мы знаем благодаря закону Паскаля, но он и не думал "изобретать" азартную игру, а будучи ученым, работал над созданием вечного двигателя и изучением теории вероятности чисел, но тем не менее, мир впервые увидел рулетку, пусть и далекую по своему внешнему виду от той, что мы видим сейчас. Произошло это в 1655 году и, по мнению историков, идеей ученого воспользовались его друзья, разглядевшие "коммерческое" применение изобретению Паскаля, что, кстати, очень часто случается с гениальными изобретениями.
     А то, что рулетка и в самом деле оказалась гениальным изобретением, доказали ее последующие успех и огромная популярность. Но давайте не будем забегать вперед.     Идея Паскаля и ее практическое применение его друзьями, вероятно, послужили толчком к развитию игры в Европе. Уже в 17 веке прообразы игры были широко распространены в игорных заведениях Франции и Германии - это "хока", "чет-нечет", "буль". Игры были разные, но суть у всех была одна - колесо, катящийся шарик и пронумерованные лунки. "Вечный двигатель" рулетки, изобретенный Паскалем, был запущен и шарик, катящийся по колесу не останавливался более никогда, приковывая к себе внимание игроков. Игра стала приобретать характер эпидемии, особенно во Франции в 18 веке. Правда по одной из версий к распространению рулетки в стране были причастны французские полицейские, стремившиеся "переключить" внимание картежников на другое занятие, так как шулерство было огромной проблемой во времена правления Людовика XV. Так или иначе, рулетка стала завоевывать Европу и без нее не обходился ни один игорный дом, она проникает и в салоны высшей аристократии, и в королевские дворцы.
     Первая попытка запрета игры была предпринята в 1789 году во времена Французской революции, когда был издан указ, запрещавший любые азартные игры, но уже Наполеон вернул игорные дома для пополнения казны государства. Начало 19 века делает рулетку самой популярной азартной игрой, ее называют "королем игр казино", она завоевывает всю Европу и США, несмотря на то, что на исторической родине, во Франции, в 1839 году игра окончательно запрещена,  В эти же годы, а именно в 1842 году, рулетка приобретает всем нам знакомый вид, после того, как Франсуа Бланк добавил "зеро" (число 0) в колесо рулетки. Предприимчивому французу рулетка обязана очень многим. В 1861 году он открывает первое казино в Монте-Карло. А после того, как в 1873 году были закрыты многие игровые дома во всей Европе, Монте-Карло становится единственным местом на континенте, где казино работали совершенно легально. Это придало новый имидж и рулетке, ведь для многих людей слова "казино", "рулетка" и "Монте-Карло" стали почти синонимами. Есть интересная легенда, согласно которой, Франсуа Бланк продал душу дьяволу ради того, чтобы узнать все тайны этой игры. Правда это или нет - судить вам, но если сложить все числа рулетки, то получится магическое число 666.
    Что же представляет из себя рулетка? Нет, нет, мы не будем говорить о правилах этой игры, многообразии вариантов, не станем затрагивать многочисленные системы, придуманные игроками для достижения выигрыша - все это заслуживает отдельной темы. Я хотела поговорить совершенно о другом, о том, что делает рулетка с человеком, почему она заставляет миллионы игроков неотрывно и с замиранием сердца следить за вращающимся колесом и катящимся по нему шариком...
     Никто на свете не сможет описать чувства, эмоции, состояние игрока лучше, чем сам игрок. Каждый мало-мальски образованный человек знает, кто такой Федор Михайлович Достоевский, но не всем известна его всепоглощающая страсть к рулетке, доводившая гениального писателя до крайностей. Все это описано в его романе "Игрок".  В 1863 году силою обстоятельств Достоевский вынужден уехать из России, увозя с собой всю свою наличность и намереваясь ехать в Париж, к Полине Сусловой, в которую писатель влюблен. По дороге в Париж Достоевский останавливается в Висбадене с одной только целью - попытать счастья в рулетке, и сразу с вокзала направляется в казино. Он ставит небольшую сумму и выигрывает, ставит еще и снова выигрывает, рискует, ставит всю свою наличность и в итоге крупье двигает к нему лопаткой груду жетонов - более 10 тысяч франков. С первым выигрышем, с этим нежданно свалившимся счастьем, в нем просыпается азарт игрока, он забывает о Париже, о Полине, о купленном билете на поезд и вновь играет на другой день. Проигрывает 5 тысяч, но совершенно счастливый уезжает в Париж. Достоевскому кажется, что он знает секрет рулетки: "...он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться". Во время своей первой поездки по Европе Достоевский проигрывает не только все свои деньги, но и деньги подруги Полины Сусловой.
     "Не понимаю, как можно играть, путешествуя с женщиной, которую любишь", – удивлялся Достоевскому его старший брат Михаил. Ответ мы находим на страницах романа "Игрок": "…с самой той минуты, как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, моя любовь отступила как бы на второй план… Неужели я и в самом деле игрок!.." Ситуация доходит до того, что девушка, уже расставшись с писателем, закладывает собственные драгоценности и высылает деньги Достоевскому, проигравшему отложенные на дорогу в Россию средства.
     После разорительного проигрыша, чтобы поправить свои финансовые дела, Достоевский на кабальных условиях подписывает контракт, по которому обязуется написать роман в кратчайшие сроки. Этим романом и стал "Игрок", сочиненный писателем за 26 дней и продиктованный Анне Сниткиной. За время работы над романом Достоевский, которому уже 46 лет, сближается со своей стенографисткой, двадцатилетней девушкой, женится и уезжает в свадебное путешествие в... Баден-Баден, где вновь рулетка, и где история вновь повторяется. Уверив Анну в том, что выигрышем можно поправить дела семьи, он оставляет ее одну и едет в Хомбург. "Вот мое наблюдение, Аня, - пишет он жене, - окончательное: если быть благоразумным, то есть быть как из мрамора, холодным и нечеловечески осторожным, то непременно, безо всякого сомнения можно выиграть сколько угодно…" Но в действительности Достоевский даже себе самому боится признаться в том, что для него смысл рулетки в самой игре, игра ради игры, когда замерев от волнения следишь за шариком, за мелькающими цифрами, когда один поворот колеса может решить судьбу, пан или пропал - вот он всепоглощающий азарт игрока.
     Постепенно Достоевский проиграл все и семья вынуждена закладывать сначала дорогие вещи, потом обручальные кольца и серьги Анны, доходит до того, что закладывают ростовщику платья и шубку Анны, но каждый раз, оставляя жену одну в слезах и мучениях, Достоевский спешит в казино и постоянно проигрывает. Доходит до крайностей. Мать Анны высылает им деньги из России, чтобы выкупить драгоценности, но Достоевский, получив их и направляясь в ломбард, оказывается в казино и проигрывает все вчистую. В следующий раз девушка вынуждена идти в ломбард вместе с мужем, она уже боится доверять ему деньги. В конце концов они решают вернуться в Россию, на руках остается всего 140 франков, из которых 100 отложены на дорогу. Достоевский проигрывает не только "лишнюю" сумму, но и средства на дорогу...
     Пожалуй вторая поездка более впечатляющая, чем первая и можно только удивляться терпению и величию души Анны Сниткиной, нашедшей в себе силы оставаться с писателем, по возвращению в Россию давшим слово не играть более в рулетку и сдержавшим его в последние десять лет своей жизни. Так что же такое рулетка? Возможность переступать границы и балансировать на краю пропасти, вручив свою судьбу маленькому шарику, безоглядно рисковать, все поставив на карту? Или манящая идея внезапного и быстрого обогащения? Выводы делайте сами, уважаемый читатель, я же только приведу слова Анны Сниткиной: "Меня это уже окончательно взбесило. Ну, как можно быть до такой степени беззаботным…" 

Нравится

Тридцатая школа