Личность и общество

     Эссе на тему аристотелевских "человек-бог" и "человек-зверь".

          Думаю, что уже Аристотель в свое время видел человека, как часть общества, как гражданина. Именно общество создает человека, делает его тем, кем он является. Именно общество создает ограничения, нормы поведения и морали, которые задают границы нашего общественного поведения и отношения с другими окружающими нас людьми, с тем, что мы, собственно, и называем обществом. Если же человек каким-то образом развивается вне общества, не испытывая на себе влияние сдерживающих "рамок", то он неизбежно становится либо "человеком-богом", либо "человеком-зверем".
     Остановимся на мысли о "человеке-звере". Допустим, что человек вырос в дикой природе (как пример, Маугли). В данном случае, будучи человеком просто как биологическим видом, индивидуум не будет являться тем, что мы вкладываем в понятие "человек". Выросший среди зверей в дикой природе, такой "человек" своими повадками, инстинктами, навыками будет походить именно на животное, то есть на зверя. Пожалуй, это самый примитивный пример "человека-зверя", а вот примеры, когда человек сознательно ставит себя в это положение невозможно рассматривать без другой стороны человеческой сущности - "человека-бога".
     Так что же такое "человек-бог"? Когда человек в своем духовном, нравственном, культурном развитии становится выше окружающего его общества, то такие люди могут намеренно покинуть общество, отдалиться от него. В этом случае можно говорить, что человек стал выше, чище окружающих его людей. В истории человечества есть интересные примеры. Индийский царевич Гаутама, выбравшись за пределы дворца, увидел "четыре зрелища": нищего, больного, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама осознал тогда, что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны. И ни богатство, ни знатность, не могут защитить от них и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью, имущество, трон и отправиться на поиски пути для избавления от страданий... Сейчас мы знаем этого человека, как Будду.
     Похожий случай был и в российской истории, когда писатель Лев Толстой оставил общество, отказался от материальных благ и удалился в деревню отшельником.
     Но в истории, по моему мнению, куда больше примеров, когда человеческие личности сочетали в себе и "бога", и "зверя". Я не думаю, что Аристотель допускал подобную мысль, но не могу не остановиться на ней. В истории есть множество примеров, когда незаурядные личности ставили себя выше общества, выше обычных норм поведения и морали. Зачастую это приводило к величайшим бедам человечества, трагедиям, войнам, смерти людей. Вспомните Ивана Грозного, Наполеона. Эти люди поставили себя выше общества. Кто они? Боги или великие злодеи? Пренебрежение нормами морали в двадцатом веке привело человечество к самой ужасной войне в его истории, к появлению Гитлера, который тоже считал себя, как представителя высшей нации, над обществом. Но разве можно без цинизма назвать такого человека богом??? Если, конечно, в понятие "бог" мы вкладываем все самое светлое, человеколюбивое и справедливое. А как расценить военные преступления США, "самой демократичной страны мира", в Японии и Вьетнаме? Они совершались под лозунгами свободы, справедливости, во благо собственной страны, но при этом уничтожая огромное число мирных граждан и обрекая на болезни десятки будущих поколений этих азиатских стран...
     Казалось бы, трудно эти примеры разграничить, все равно, что искать в мире только черное и белое. Но с другой стороны мы подошли к интересной мысли, возможно, объясняющей приведенные выше примеры. Очень часто, люди, ставящие себя выше принятых норм морали, становятся преступниками, то есть "зверьми", хотя они росли и воспитывались среди людей в человеческом обществе. В этих случаях, скорее, проявляется звериная сущность человека. И становится неважно под какими лозунгами и с какой идеей, исповедуя национал-социализм или демократические принципы, вы убиваете людей, суть остается единой - такой человек является преступником, "человеком-зверем".
     Вообще эта тема созвучна знаменитым словам Достоевского "кто я? тварь дрожащая или право имею?" Человек, считающий, что право имеет, по определению ставит себя вне общества. Но оказавшись вне общества, он становится либо богом, либо зверем (злодеем). Причем, к великому сожалению, последнее встречается чаще, а вот "человек-бог" - редчайшее исключение.

 

Нравится

Тридцатая школа

Материалы по теме