Эссе на тему аристотелевских "человек-бог" и "человек-зверь".
Думаю, что уже Аристотель в свое время видел человека, как часть общества, как гражданина. Именно общество создает человека, делает его тем, кем он является. Именно общество создает ограничения, нормы поведения и морали, которые задают границы нашего общественного поведения и отношения с другими окружающими нас людьми, с тем, что мы, собственно, и называем обществом. Если же человек каким-то образом развивается вне общества, не испытывая на себе влияние сдерживающих "рамок", то он неизбежно становится либо "человеком-богом", либо "человеком-зверем".
Остановимся на мысли о "человеке-звере". Допустим, что человек вырос в дикой природе (как пример, Маугли). В данном случае, будучи человеком просто как биологическим видом, индивидуум не будет являться тем, что мы вкладываем в понятие "человек". Выросший среди зверей в дикой природе, такой "человек" своими повадками, инстинктами, навыками будет походить именно на животное, то есть на зверя. Пожалуй, это самый примитивный пример "человека-зверя", а вот примеры, когда человек сознательно ставит себя в это положение невозможно рассматривать без другой стороны человеческой сущности - "человека-бога".
Так что же такое "человек-бог"? Когда человек в своем духовном, нравственном, культурном развитии становится выше окружающего его общества, то такие люди могут намеренно покинуть общество, отдалиться от него. В этом случае можно говорить, что человек стал выше, чище окружающих его людей. В истории человечества есть интересные примеры. Индийский царевич Гаутама, выбравшись за пределы дворца, увидел "четыре зрелища": нищего, больного, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама осознал тогда, что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны. И ни богатство, ни знатность, не могут защитить от них и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью, имущество, трон и отправиться на поиски пути для избавления от страданий... Сейчас мы знаем этого человека, как Будду.
Похожий случай был и в российской истории, когда писатель Лев Толстой оставил общество, отказался от материальных благ и удалился в деревню отшельником.
Но в истории, по моему мнению, куда больше примеров, когда человеческие личности сочетали в себе и "бога", и "зверя". Я не думаю, что Аристотель допускал подобную мысль, но не могу не остановиться на ней. В истории есть множество примеров, когда незаурядные личности ставили себя выше общества, выше обычных норм поведения и морали. Зачастую это приводило к величайшим бедам человечества, трагедиям, войнам, смерти людей. Вспомните Ивана Грозного, Наполеона. Эти люди поставили себя выше общества. Кто они? Боги или великие злодеи? Пренебрежение нормами морали в двадцатом веке привело человечество к самой ужасной войне в его истории, к появлению Гитлера, который тоже считал себя, как представителя высшей нации, над обществом. Но разве можно без цинизма назвать такого человека богом??? Если, конечно, в понятие "бог" мы вкладываем все самое светлое, человеколюбивое и справедливое. А как расценить военные преступления США, "самой демократичной страны мира", в Японии и Вьетнаме? Они совершались под лозунгами свободы, справедливости, во благо собственной страны, но при этом уничтожая огромное число мирных граждан и обрекая на болезни десятки будущих поколений этих азиатских стран...
Казалось бы, трудно эти примеры разграничить, все равно, что искать в мире только черное и белое. Но с другой стороны мы подошли к интересной мысли, возможно, объясняющей приведенные выше примеры. Очень часто, люди, ставящие себя выше принятых норм морали, становятся преступниками, то есть "зверьми", хотя они росли и воспитывались среди людей в человеческом обществе. В этих случаях, скорее, проявляется звериная сущность человека. И становится неважно под какими лозунгами и с какой идеей, исповедуя национал-социализм или демократические принципы, вы убиваете людей, суть остается единой - такой человек является преступником, "человеком-зверем".
Вообще эта тема созвучна знаменитым словам Достоевского "кто я? тварь дрожащая или право имею?" Человек, считающий, что право имеет, по определению ставит себя вне общества. Но оказавшись вне общества, он становится либо богом, либо зверем (злодеем). Причем, к великому сожалению, последнее встречается чаще, а вот "человек-бог" - редчайшее исключение.
Твитнуть | Нравится |
Материалы по теме
- Гражданин и государство
- Общество и общественное сознание
- Обществознание
- Социальная система и ценностные ориентации личности
- Преступление и наказание. Достоевский Ф. М.
- Концепции и факторы личностного роста
- § 8. Рынок
- § 1. Что такое общество?
- § 2. Происхождение и развитие человека
- § 3. Исторические ступени развития общества
- § 4. Современное общество
- § 5. Человечество как сумма поколений
- § 6. Человек, общество, природа.
- § 7. Что такое экономика?
- § 19. Право и правопорядок
- § 9. Что такое предпринимательство и бизнес?
- § 10. Домашнее хозяйство
- § 11. Экономическая деятельность подростков
- § 12. Труд с точки зрения закона
- Нравственное воспитание
- § 13. Социальная структура общества
- § 14. Семья
- § 15. Правила и нормы поведения в обществе
- § 16. Государство и граждане
- § 17. Право на службе человека
- § 18. Конституция — основной закон страны
- § 20. Как защититься от несправедливости
- § 21. Наука и образование
- § 22. Мораль
- § 23. Идеал и ценности
- § 24. Ребенок в семье
- § 25. Взаимоотношения детей и родителей
- § 26. Ребенок в школе
- § 27. Друзья и ровесники
- Понятие общей этики
- Акционерное общество, его основные черты и виды.
- Тема 1 - Задание №1 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 1 - Задание №2 Установи соответствие между понятиями и их определениями.
- Тема 1 - Задание №3 Прочитай размышления великого российского ученого Д.С. Лихачева об интеллигентности и выполни задания.
- Тема 1 - Задание №4 Используя текст учебника, заполни пробелы в схеме.
- Тема 1 - Задание №5 В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос:
- Тема 1 - Задание №6 Проанализируй высказывание немецкого философа И. Канта (1724-1804):
- Тема 2 - Задание №1 В каких смыслах употребляется понятие "общество"?
- Тема 2 - Задание №2 Найди в тексте учебника и выпиши три-четыре основных признака общества.
- Тема 2 - Задание №3 Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство.
- Тема 2 - Задание №4 Запиши определение понятия.
- Тема 2 - Задание №5 Прочитай текст и выполни задания.
- Тема 2 - Задание №6 Выполни задания.
- Тема 3 - Задание 1 Объясни значения следующих принципов и приведи примеры, иллюстрирующие их действие в обществе.
- Тема 3 - Задание №2 Выполни задания. Заполни пробелы в схеме.
- Тема 3 - Задание №3 Что такое глобализация?
- Тема 3 - Задание №4 Верны ли следующие суждения о глобализации? Отметь верное суждение знаком "+"
- Тема 3 - Задание №5. Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс?
- Тема 3 - Задание №6 Какие проблемы называют глобальными? Назови три-четыре характерные черты глобальных проблем.
- Тема 3 - Задание №7 Приведи примеры глобальных проблем. Заполни таблицу.
- К итоговому уроку по Главе 1 - Задание №1 Кратко ответь на вопросы.
- К итоговому уроку по Главе 1 - Задание №2 Древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин.
- Тема 4 - Задание №1. Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.
- Тема 4 - Задание №2 Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных.
- Тема 4 - Задание №3 в 20-е гг. ХХ в. поэт В. Кириллов написал такие строки
- Тема 4 - Задание №4 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 4 - Задание №5 Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясни важность этой деятельности.
- Тема 4 - Задание №6 Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?
- Тема 4 - Задание №7 Объясни смысл высказывания: "Духовные ценности приемлются труднее, чем материальные"
- Тема 5 - Задание №1 Объясни смысл понятия.
- Тема 5 - Задание №2 Однажды Диогена спросили ,почему он не любит людей - ни плохих,ни хороших.
- Тема 5 - Задание №3 Заполни на основе текста учебника таблицу.
- Тема 5 - Задание №4 Великому русскому писателю Л. Н. Толстому принадлежит такое высказывание: "Разумное и нравственное всегда совпадают". Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
- Тема 5 - Задание № 5 Назови несколько наиболее ценных с точки зрения морали качеств человека. В чем ценность каждого из них?
- Тема 5 - Задание №6 Верны ли следующие суждения о моральных ценностях?
- Тема 5 - Задание №7 Прочитай текст, выполни задания и ответь на вопросы
- Тема 6 - Задание №1 Установи соответствие понятий и их определений.
- Тема 6 - Задание №2. Раскрой смысл понятий.
- Тема 6 - Задание №3 Во время блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян.
- Тема 6 - Задание №4 Как соотносятся понятия "долг" и "совесть"?
- Тема 6 - Задание №5 Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение.
- Тема 6 - Задание №6. Долг врача - помогать больному. Как быть со своей совестью, если врачу приходиться оказывать помощь террористу, повинному в гибели многих людей?
- Тема 6 - Задание № 7. Объясни смысл высказываний.
- Тема 7 - Задание №1 Раскрой смысл понятия.
- Тема 7 - Задание №2 Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря.
- Тема 7 - Задание №3 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 7 - Задание №4 Ответь на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".
- Тема 8 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 8 - Задание №2 Объясни значение термина.
- Тема 8 - Задание №3 В современном мире образование является одним из показателей развитости государства, а его доступность - одним из индикаторов качества жизни.
- Тема 8 - Задание №4 Прочитай текст и выполни задания.
- Тема 8 - Задание №5 Еще в ХХ в. человек, получивший высшее профессиональное образование, мог быть уверен в том, что полученных знаний ему хватит на весь период его работы.
- Тема 8 - Задание №6. Заполни пробелы в схеме.
- Тема 9 - Задание №1 Какие три значения подразумевают в настоящее время под словом "наука"?
- Тема 9 - Задание №2 Что свойственно научному знанию?
- Тема 9 - Задание №3 Заполни пробелы в схеме, выполни задания и ответь на вопросы.
- Тема 9 - Задание №4 Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?
- Тема 9 - Задание №5 Прочитай этот не очень серьезный текст и выполни задания.
- Тема 9 - Задание №6 Объясни смысл высказываний.
- Тема 10 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 10 - Задание №2 Что характерно для религиозного сознания?
- Тема 10 - Задание №3 Заполни пропуски в тексте, используя следующие слова и словосочетания
- Тема 10 - Задание №4 Прочитай текст и выполни задания.
- Тема 10 - Задание №5 Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии.
- Тема 10 - Задание №6 Используя текст учебника, заполни пробелы в схеме.
- К итоговому уроку по главе 2 "Сфера Духовной Культуры" Задание 1. Кратко ответь на вопросы.
- К итоговому уроку по Главе 2 Задание №2 Заполни пропуски в тексте , используя следующие слова и словосочетания
- К итоговому уроку по Главе 2 Задание №3 Выполни задания. В каждом задании обведи кружком букву, под которой значится один правильный ответ.
- К итоговому уроку по Главе 2 Задание №4. Выполни задания.
- К итоговому уроку по Главе 2 Задание №5 У поэтому В. Корнилова есть такие строки:
- Тема 11 - Задание №1 Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности
- Тема 11 - Задание №2 Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент второго столбца.
- Тема 11 - Задание №3 Используя текст параграфа, заполни пробелы в приведенном ниже тексте.
- Тема 11 - Задание №4 Прочитай текст учебника и заполни схему.
- Тема 11 - Задание №5 В чем заключается проблема экономического выбора? Объясни и проиллюстрируй примером ее сущность.
- Тема 11 - Задание №6
- Тема 11 - Задание №7 Вспомни, какой была последняя крупная покупка твоей семьи.
- Тема 12 - Задание №1 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 12 - Задание №2 Объясни значение понятий.
- Тема 12 - Задание №3 Назови несколько способов повышения эффективности производства.
- Тема 12 - Задание №4 Заполни таблицу, используя текст учебника.
- Тема 12 - Задание №5 Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.
- Тема 12 - Задание №6 Найди в приведенном ниже списке и обведи кружком номера, под которыми указаны признаки рыночной экономики.
- Тема 12 - Задание №7
- Тема 13 - Задание №1 Объясни значение понятий.
- Тема 13 - Задание №2 Прочитай текст и выполни задания.
- Тема 13 - Задание №3 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 13 - Задание №4 Объясни смысл высказываний.
- Тема 14 - Задание №1 Охарактеризуй наиболее важные условия, необходимые для функционирования рынка.
- Тема 14 - Задание №2 Установи соответствие между понятиями и определениями.
- Тема 14 - Задание №3 Прочитай текст и выполни задания.
- Тема 14 - Задание №4 Американский экономист Фред Дэвид сформулировал принципы, которыми любой производитель может руководствоваться при оценке полезности
- Тема 14 - Задание №5 Заполни таблицу изменения предложения и спроса в зависимости от рыночной ситуации.
- Тема 14 - Задание №6 Приведи несколько примеров, иллюстрирующих принцип "невидимой руки" рынка.
- Тема 15 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 15 - Задание №2 На основе текста учебника заполни таблицу "Факторы производства"
- Тема 15 - Задание №3 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 15 - Задание №4 На предприятии трудятся 30 рабочих, каждый из которых в неделю работает по 40 часов.
- Тема 15 - Задание №5. На основе текста учебника заполни схему.
- Тема 15 - Задание №6 Составь несколько предложений, используя понятия "обмен", "разделение труда", "специализация", "производительность труда".
- Тема 15 - Задание №7 В 1980 и 2005 г. в стране Z проводилось исследование состояния экономики. Результаты исследования представлены в диаграмме.
- Тема 15 - Задание №8 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют одну группу отраслей.
- Тема 16 - Задание №1 Заполни таблицу. Выпиши из учебника признаки, свойственные предпринимательской деятельности,
- Тема 16 - Задание №2 В виде схемы покажи связь следующих объектов.
- Тема 16 - Задание №3 Как ты понимаешь словосочетание "социальная ответственность бизнеса"?
- Тема 16 - Задание №4 Запиши определение понятия.
- Тема 16 - Задание №5 Заполни схему, отражающую виды фирм, и ответь на вопросы.
- Тема 16 - Задание №6 Что такое малый бизнес?
- Тема 16 - Задание №7 Заполни таблицу: укажи положительные стороны (не менее пяти) и риски малого бизнеса.
- Тема 16 - Задание №8 В большинстве крупных городов мира осуществляются программы поддержки и развития малого бизнеса.
- Тема 17 - Задание №1 В чем различие воздействия государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы?
- Тема 17 - Задание №2 Заполните таблицу, отражающую способы и цели государственного регулирования рыночной экономики
- Тема 17 - Задание №3 Напишите определение понятия.
- Тема 17 - Задание №4 Как появление налогов связанно с возникновением государства
- Тема 17 - Задание №5 Заполни пробелы в схеме. Соотнеси примеры, приведенные в следующем перечне, с видами налогов
- Тема 17 - Задание №6 Вспомни значение слов «объект» и «субъект». Укажи объект и субъект налога в следующих примерах:
- Тема 17 - Задание №7 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 17 - Задание №8 уществует прогрессивная, пропорциональная и регрессивная налоговые системы.
- Тема 17 - Задание №9 Что такое государственный бюджет? С какой целью он составляется.
- Тема 17 - Задание №10 Обратитесь к словарю, выясни значение понятий и запиши их
- Тема 18 - Задание №1 Установи соответствие между терминами и их определениями.
- Тема 18 - Задание №2 По официальным данным, прожиточный минимум россиянина в середине 2008 года составлял более 4400 рублей, при этом минимальный размер оплаты труда - 2300 рублей
- Тема 18 - Задание №3 Проанализируй один из разделов принятого в 2006 году Федерального закона РФ «О потребительской корзине в целом по РФ»
- Тема 18 - Задание №4 Социологи задавали гражданам вопрос: «Какой должна быть роль государства в социальной сфере?».
- Тема 18 - Задание №5 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 18 - Задание №6 Какие группы населения, по-твоему, нуждаются в особой поддержке государства? Почему?
- Тема 18 - Задание №7 Заполни пробелы в схеме. Соотнеси примеры, приведенные в следующем перечне, с видами экономических мер социальной поддержки
- Тема 19 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 19 - Задание №2 Используя содержание учебника, выпиши факторы, влияющие на семейное потребление. Приведи примеры действия каждого фактора. Заполни таблицу.
- Тема 19 - Задание №3 Как ты помнишь, экономисты выделяют обязательные и произвольные расходы семьи, отдельного человека.
- Тема 19 - Задание №4
- Тема 19 - Задание №5 Страхование - особый вид коммерческой деятельности, связанный с накоплением финансовых средств, для возмещения материальных и других потерь,
- Тема 19 - Задание №6 Объясни, как страхование связано
- Тема 19 - Задание №7 Кого закон признает потребителем?
- Тема 19 - Задание №8 Резолюция генеральной ассамблеи ООН № 39/ 248 от 9 апреля 1985 года закрепила восемь прав потребителей:
- Тема 19 - Задание №9 Прочитай информацию о некоторых товарах, продающихся в России, и определи, в чем в каждом случае состоит нарушение права потребителя на информацию.
- Тема 20 - Задание №1 Объясни значение терминов.
- Тема 20 - Задание №2 Как инфляция связана с финансовой политикой государства?
- Тема 20 - Задание №3 Заполните пропуски в тексте, используя следующие термины:
- Тема 20 - Задание №4 Почему фирмы, банки, государство заинтересованы в увеличении сбережений граждан?
- Тема 20 - Задание №5 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 20 - Задание №6 Изучи несколько предложений одного из российских банков по вкладам в рублях и в валюте и выполни задания.
- Тема 20 - Задание №7 Целесообразно ли, на твой взгляд, накапливать сбережения, брать кредиты в условиях высокой инфляции?
- Тема 20 - Задание №8 Объясни смысл высказывания : «Банк – это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажите, что они вам не нужны»
- Тема 21 - Задание №1
- Тема 21 - Задание №2 Социологическая служба в 2008 г. Провела опрос граждан России. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?»
- Тема 21 - Задание №3 Прочитай текст о видах безработицы и выполни задание.
- Тема 21 - Задание №4 Предположи, в чем проявляется негативное влияние безработицы:
- Тема 21 - Задание №5 Проанализируй меры, которые чаще всего рассматриваются при решении проблемы безработицы.
- Тема 21 - Задание №6 Психологи считают, что на выход человека из безработицы влияют два фактора: собственная активность и осознание проблемы.
- Тема 22 - Задание №1 Установи соответствие терминов и их определений
- Тема 22 - Задание №2 В первом столбце таблицы указаны названия нескольких крупнейших международных экономических организаций.
- Тема 22 - Задание №3 Объясни связь экономической специализации отдельных стран с внешней торговлей.
- Тема 22 - Задание №4 В форме математического выражения представь связь терминов.
- Тема 22 - Задание №5 Как соотносятся друг с другом две экономические политики государства: протекционизм и фритредерство?
- К итоговому уроку по главе 3 «Экономика» Задание 1 Кратко ответь на вопросы.
- К итоговому уроку по Главе 3 - Задание №2 Внимательно рассмотри график и выполни задания.
- К итоговому уроку по Главе 3 Задание №3 Выполни задания. В каждом задании обведи кружком один правильный ответ.
- К итоговому уроку по главе 3 Задание 4. Установи соответствие между конкретными мероприятиями и видами государственного долга
- К итоговому уроку по главе 3 Задание 5. Какими способами государство может сократить или полностью погасить дефицит бюджета?
- Тема 23 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 23 - Задание №2 Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.
- Тема 23 - Задание №3 В структуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям.
- Тема 23 - Задание №4 В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам.
- Тема 23 - Задание №5 Объясни понятие
- Тема 23 - Задание №6 Запиши определение понятия.
- Тема 23 - Задание №7 Что такое социальное неравенство?
- Тема 23 - Задание №8 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 24 - Задание №1 Запиши определение понятия. Социальный статус
- Тема 24 - Задание №2 Проанализируй любой социальный статус: выяви статусные права и обязанности.
- Тема 24 - Задание №3 Как связаны между собой социальный статус и социальная роль?
- Тема 24 - Задание №4 В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к социальным ролям.
- Тема 24 - Задание №5 Общество, социальные группы воздействуют на личность с целью приведения ее действия в соответствие с существующими в обществе нормами.
- Тема 24 - Задание №6 Запиши определение понятия.
- Тема 24 - Задание №7 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 25 - Задание №1 Выпиши из текста учебника признаки этнической группы.
- Тема 25 - Задание №2 Объясни разницу между чувством национальной гордости и национализмом.
- Тема 25 - Задание №3 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 25 - Задание №4 Традиционно считается, что в Италии сложился единый этнос. Однако исследование Европарламента показало,
- Тема 25 - Задание №5 Многие ученые и политические деятели называют национализм величайшей угрозой современного мира. Почему?
- Тема 25 - Задание №6 Объясни смысл высказываний.
- Тема 26 - Задание №1 Запиши определение понятия.
- Тема 26 - Задание №2 Прочитай текст и выполни задания
- Тема 26 - Задание №3 При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен
- Тема 26 - Задание №4
- К итоговому уроку по главе 4 "Социальная сфера " Задание 1. Кратко ответь на вопросы.
- К итоговому уроку по Главе 4 - Задание №2 Выполни задания. В каждом задании обведи кружком номер одного правильного ответа.
- К итоговому уроку по Главе 4 Задание №3. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к малым группам.
- К итоговому уроку по Главе 4 Задание №4. Найди в списке признаки социального статуса и обведи номера, под которыми они указаны.
- К итоговому уроку по Главе 4 Задание №5.
- К итоговому уроку по главе 4 Задание 6. Установи соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и их характеристиками
- ГДЗ по Обществознанию за 8 класс
- Тема 1 - Задание №1 Выпишите из текста учебника все определения понятия. Политика -
- Тема 1 - Задание №2 Прочитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями
- Тема 1 - Задание №3 Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.
- Тема 1 - Задание №4 Запишите определение понятия. Политическая власть -
- Тема 1 - Задание №5 Отметьте верное суждение знаком «+».
- Тема 1 - Задание № 6 Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:
- Тема 1 - Задание №7 Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются
- Тема 1 - Задание №8 Объясните смысл высказывания.
- Тема 2 - Задание №1 Объясните смысл понятия: Государство.
- Тема 2 - Задание №2 Используя текст учебника, установите соответствие между теориями
- Тема 2 - Задание №3 Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию
- Тема 2 - Задание №4 Впишите в пропуски номера слов и словосочетаний из приведенного ниже списка.
- Тема 2 - Задание №5 Отметьте номер понятия, которое объединяет, обобщает все остальные.
- Тема 2 - Задание №6 Заполните схему. Формы государства.
- Тема 2 - Задание №7 Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:
- Тема 2 - Задание №8 В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах
- Тема 2 - Задание №9 Раскройте смысл понятия: Гражданство.
- Тема 2 - Задание №10 Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 3 - Задание №1 Объясните смысл понятия. Политический режим.
- Тема 3 - Задание №2 Найдите в приведенном ниже списке вопросы
- Тема 3 - Задание №3 Используя текст учебника, заполните схему. Политические режимы
- Тема 3 - Задание №4 Отметьте в приведенном ниже списке характеристики тоталитарного режима.
- Тема 3 - Задание №5 Используя текст учебника, заполните таблицу.
- Тема 3 - Задание №6 Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 3 - Задание №7 Установите соответствие между признаками и типами политического режима:
- Тема 3 - Задание №8 В государстве Z все должностные лица и граждане подчиняются закону.
- Тема 3 - Задание №9 Бургомистр, герой сказки Е. Шварца «Дракон», призывает исполнять следующий приказ:
- Тема 3 - Задание №10 Проанализируйте высказывание.
- Тема 4 - Задание №1 Напишите, на основе каких признаков можно судить о правовом характере государства.
- Тема 4 - Задание №2 Используя текст учебника, заполните таблицу.
- Тема 4 - Задание №3 Прочитайте приведенные ниже сведения о государствах, ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 4 - Задание №4 Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации.
- Тема 4 - Задание №5 В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства,
- Тема 4 - Задание №6 На конференции по проблемам правового государства было высказано следующее мнение:
- Тема 4 - Задание №7 Одним из элементов разделения властей считают систему сдержек и противовесов.
- Тема 4 - Задание №8 В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос:
- Тема 4 - Задание №9 Объясните смысл высказывания. «В сущности, название и образ правления...
- Тема 5 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Гражданское общество -
- Тема 5 - Задание №2 Используя текст учебника, сформулируйте основные цели гражданского общества.
- Тема 5 - Задание №3 Напишите какие различия существуют между формальными и неформальными организациями.
- Тема 5 - Задание №4 Студенты одного из российских университетов обсуждали, что такое гражданское общество.
- Тема 5 - Задание №5 В 2007 г. один из фондов изучения общественного мнения провел среди граждан России опрос на тему:
- Тема 5 - Задание №6 Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 6 - Задание №1 Как гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства?
- Тема 6 - Задание №2 Используя текст учебника, объясните основные принципы избирательного права в демократическом обществе.
- Тема 6 - Задание №3 Объясните, чем различаются выборы в органы власти и референдум.
- Тема 6 - Задание №4 Ознакомьтесь с результатами социологических опросов и выполните задания.
- Тема 6 - Задание №5 Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О референдуме Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 6 - Задание №6 С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти?
- Тема 7 - Задание №1 Раскройте смысл понятий. Общественно-политическое движение
- Тема 7 - Задание №2 Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?
- Тема 7 - Задание №3 Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе.
- Тема 7 - Задание №4 Прочитайте текст и выполните задания.
- Тема 7 - Задание №5 Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб:
- Тема 7 - Задание №6 Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии
- Тема 7 - Задание №7 Объясните смысл высказываний.
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 1 - Кратко ответьте на вопросы. 1) Какие отношения в обществе регулирует политика?
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 2 Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 3 В каждом из заданий запишите верный ответ.
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 4 В романе писателя-фантаста описана такая ситуация: «Телеэкран работал
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 5 В государстве Z президент — глава государства, полномочия ...
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 6 Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 7 Граждане, опрошенные на выходе с одного из избирательных участков, так мотивировали свое участие в выборах:
- Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА» - Задание 8 Участники телевизионного ток-шоу обсуждали проблему «Молодежь и политика»
- Тема 8 - Задание №1 Запишите известные вам значения понятия. Право -
- Тема 8 - Задание №2 Запишите известные вам виды норм, регулирующие жизнь общества.
- Тема 8 - Задание №3 Установите соответствие между определениями и понятиями
- Тема 8 - Задание №4 Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы.
- Тема 8 - Задание №5 Заполните пропуски в схеме.
- Тема 8 - Задание №6 Укажите, какая отрасль права регулирует приведенные ниже ситуации, и кратко аргументируйте свой выбор
- Тема 8 - Задание №7 По форме предписываемого поведения различают правовые нормы: 1) управомочивающие;
- Тема 8 - Задание №8 Объясните смысл высказывания. «Закон есть высшее проявление...
- Тема 9 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Правоотношение –
- Тема 9 - Задание №2 Заполните пропуски в схеме и выполните задание. Элементы правоотношения
- Тема 9 - Задание №3 Объясните различия между юридическими правами и обязанностями.
- Тема 9 - Задание №4 Заполните пробелы в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами правоотношений
- Тема 9 - Задание №5 Что характеризует физическое лицо как субъект правоотношений?
- Тема 9 - Задание №6 Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 9 - Задание №7 Важнейшую роль в развитии правоотношений играют юридические факты.
- Тема 10 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Правонарушение
- Тема 10 - Задание №2 Установите соответствие между существенными признаками правонарушения и их характеристиками
- Тема 10 - Задание №3 Ниже приведены примеры действий граждан. Обведите номер действия, выпадающего из этого ряда.
- Тема 10 - Задание №4 Прочитайте извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации, ответьте на вопросы и выполните задания
- Тема 10 - Задание №5 Используя текст учебника, заполните таблицу. Преступление и проступок
- Тема 10 - Задание №6 Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Тема 10 - Задание №7 Раскройте смысл понятия. Юридическая ответственность –
- Тема 10 - Задание №8 Установите соответствие между характеристиками и видами юридической ответственности
- Тема 10 - Задание №9 Трое четырнадцатилетних школьников угнали автомобиль. Будут ли они привлечены к уголовной ответственности?
- Тема 10 - Задание №10 Объясните смысл высказывания. «Самое страшное, что может произойти с человеком
- Тема 11 - Задание №1 Перечислите основные задачи правоохранительных органов.
- Тема 11 - Задание №2 Выберите в приведенном списке верные суждения о правоохранительных органах
- Тема 11 - Задание №3 Укажите, в какой судебный орган следует обратиться гражданам в следующих ситуациях:
- Тема 11 - Задание №4 В обществе высказываются различные оценки суда присяжных. Одни считают, что
- Тема 11 - Задание №5 Прочитайте извлечения из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Тема 11 - Задание №6 Заполните таблицу: впишите в соответствующий столбец название правоохранительного органа
- Тема 11 - Задание №7 Объясните смысл высказываний. 1) «Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья»
- Тема 12-13 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Конституция —
- Тема 12-13 - Задание №2 Используя текст учебника, заполните таблицу. Признаки конституции
- Тема 12-13 - Задание №3 В чем смысл принятия конституции путем всенародного референдума?
- Тема 12-13 - Задание №4 Прочитайте преамбулу к Конституции Российской Федерации и подчеркните ценности, которые провозглашаются в ней.
- Тема 12-13 - Задание №5 Какие задачи решает Конституция? Используя текст Конституции РФ, запишите главы
- Тема 12-13 - Задание №6 Раскройте смысл понятия. Конституционный строй
- Тема 12-13 - Задание №7 Прочитайте извлечения из Конституции РФ и выполните задания. Глава 1. Основы конституционного строя
- Тема 12-13 - Задание №8 Конкретными примерами подтвердите: а) социальный характер современного Российского государства
- Тема 14 -15 - Задание № 1 Объясните, почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признает ее за ними.
- Тема 14 -15 - Задание №2 С 1950 г. 10 декабря объявлено Генеральной Ассамблеей ООН Днем прав человека
- Тема 14 -15 - Задание №3 Выберите из приведенного списка верные суждения о правах человека и обведите номера
- Тема 14 -15 - Задание №4 Установите соответствие между правами человека и группой прав.
- Тема 14 -15 - Задание №5 Вольтеру принадлежат такие слова: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями,
- Тема 14 -15 - Задание №6 Ознакомьтесь с содержанием двух статей Конвенции о правах ребенка (1989 г.), выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 14 -15 - Задание №7 Во время телевизионного ток-шоу был задан вопрос: «Должно ли государство быть заинтересовано в том
- Тема 16 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Гражданское право —
- Тема 16 - Задание №2 Что регулирует гражданское право? Приведите примеры.
- Тема 16 - Задание №3 Используя текст учебника, объясните смысл основных принципов гражданского права. Равенство сторон —
- Тема 16 - Задание №4 Аркадий и Андрей заключили договор аренды дачи, принадлежащей Аркадию на праве собственности. Ответьте на следующие вопросы:
- Тема 16 - Задание №5 Найдите в приведенном ниже списке примеры норм гражданского права и отметьте цифры, под которыми они указаны.
- Тема 16 - Задание №6 Раскройте юридический смысл понятия. Сделка —
- Тема 16 - Задание №7 Раскройте смысл понятия. Моральный вред —
- Тема 16 - Задание №8 Ознакомьтесь с извлечениями из Гражданского кодекса Российской Федерации, выполните задание и ответьте на вопросы.
- Тема 17 - Задание №1 Составьте несколько предложений, отражающих роль труда в жизни человека и общества в целом.
- Тема 17 - Задание №2 Прочитайте текст статьи 37 Конституции Российской Федерации, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 17 - Задание №3 Раскройте смысл понятия «трудовые правоотношения».
- Тема 17 - Задание №4 Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, в заключаемом с работником трудовом договоре
- Тема 17 - Задание №5 Прочитайте извлечения из статьи 58 Трудового кодекса, выполните задания и ответьте на вопрос.
- Тема 17 - Задание №6 Используя приведенный ниже список слов и словосочетаний, заполните пропуски в тексте.
- Тема 17 - Задание №7 Согласно Трудовому кодексу, режим рабочего времени предусматривает различную продолжительность рабочей недели
- Тема 17 - Задание №8 За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником
- Тема 18 - Задание №1 Раскройте смысл понятия «семья». а) В социальном плане: б) В юридическом плане:
- Тема 18 - Задание №2 Объясните связь понятий «семья» и «брак»
- Тема 18 - Задание №3 Назовите важнейшие условия регистрации брака в России.
- Тема 18 - Задание №4 Прочитайте извлечения из Федерального закона «Об актах гражданского состояния», выполните задание и ответьте на вопросы.
- Тема 18 - Задание №5 Заполните пропуски в схеме. Семейные правоотношения
- Тема 18 - Задание №6 Как вы понимаете смысл словосочетания «режим имущества супругов »
- Тема 18 - Задание №7 Иногда приходится слышать мнение, что, если мужчина и женщина проживают совместно
- Тема 18 - Задание №8 Прочитайте извлечения из Семейного кодекса Российской Федерации, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 19 - Задание №1 Какие общественные отношения регулирует административное право?
- Тема 19 - Задание №2 Используя текст учебника, запишите основные особенности административного права в сравнении с другими отраслями права.
- Тема 19 - Задание №3 Перечислите субъекты административных правоотношений.
- Тема 19 - Задание №4 Заполните пропуски в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с административными правонарушениями
- Тема 19 - Задание №5 Прочитайте извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях, выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 19 - Задание №6 Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит следующую норму: ...
- Тема 20 - Задание №1 Раскройте смысл понятия. Уголовное право —
- Тема 20 - Задание №2 Ниже приведены виды преступлений. Отметьте номер преступления, выпадающего из этого ряда.
- Тема 20 - Задание №3 Трое одиннадцатиклассников украли из кабинета информатики своей школы компьютер.
- Тема 20 - Задание №4 Заполните пропуски в схеме, указав виды уголовно-правовых отношений и их примеры.
- Тема 20 - Задание №5 Найдите в приведенном ниже списке виды преступлений, объектом которых всегда является собственность
- Тема 20 - Задание №6 Установите соответствие между видами преступления и объектами преступления
- Тема 20 - Задание №7 Прочитайте извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 20 - Задание №8 Соучастники преступного деяния выполняют различные роли в его осуществлении. Установите соответствие между соучастниками и описаниями деяний
- Тема 20 - Задание №9 Найдите в приведенном ниже списке виды преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет
- Тема 20 - Задание №10 Объясните смысл высказывания. «Наши улицы совершенно безопасны. Опасны только люди на улицах» (Ф. Риццо).
- Тема 21 - Задание №1 Перечислите основные социальные (социально-экономические) права человека.
- Тема 21 - Задание №2 В статье 7 Конституции указывается, что Россия — социальное государство.
- Тема 21 - Задание №3 Прочитайте фрагмент программы социального развития на период до 2010 г., выполните задания и ответьте на вопросы.
- Тема 21 - Задание №4 В ходе социологического опроса 2008 г. (Аналитический центр Юрия Левады) 2007 россиянам предлагалось ответить
- Тема 21 - Задание №5 На основе текста учебника заполните схему.
- Тема 21 - Задание №6 Раскройте смысл понятия. Ипотека —
- Тема 21 - Задание №7 Опираясь на текст учебника, проанализируйте следующие ситуации.
- Тема 21 - Задание №8 Объясните, для чего необходимо медицинское страхование.
- Тема 22 - Задание №1 Что регулирует международное гуманитарное право?
- Тема 22 - Задание №2 Выпишите из текста учебника названия основных документов, содержащих нормы международного гуманитарного права.
- Тема 22 - Задание №3 Раскройте смысл понятий Война, Агрессия, Оккупация
- Тема 22 - Задание №4 В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать
- Тема 22 - Задание №5 В вооруженных конфликтах нередко участвуют наемники, то есть лица, не являющиеся
- Тема 22 - Задание №6 Международное право различает среди участников вооруженного конфликта статус шпиона и разведчика.
- Тема 22 - Задание 7 Международное гуманитарное право запрещает использовать голод мирного населения как средство войны