Мода эпохи рококо

    18 век называют "галантным веком" и даже "веком женщин". Мода эпохи рококо - это прежде всего женственная мода. Идеал мужчин того времени - утонченный придворный франт. Идеал женщины - хрупкая стройная жеманница. В моде - осиная талия, узкие бедра, хрупкие плечи, круглые лица. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо.
   Великолепный костюм эпохи барокко сменился интимным костюмом рококо. Первенство здесь опять принадлежит французскому двору. Так же, как зеркальная галерея в Версале заменяется интимными дворянскими салонами, а оркестры периода барокка - утонченной камерной музыкой, так и объемные формы одежды барокко сменяются уменьшившимся декоративным и богато орнаментированным платьем, которое как будто снова приобрело человеческие размеры.
   Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметрия победила правильность линий. Традиции умеренность эпохи возрождения закончились. Импровизированные и свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными.
   Однако в покрое одежды рококо не наблюдается никаких заметных перемен. Все модные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху, приняты рококо, которое обогатило их новым содержанием. В этот период чуть меньше внешнего блеска и роскоши, но зато его отличает грациозность и легкость платья. Во Франции снова появляются платья барокко на обручах. Они имеют куполообразную форму, такую же, как перевернутая рюмка.  Юбки стали шире, чем прежде. Ее основу составляли железные прутья, которые обтягивались полотном. Во второй половине столетия юбка сильно расширилась в стороны и ее круглая форма превратилась в овальную. Лиф платья открывается до глубокого выреза и опять вытягивается ниже талии в виде треугольника.  Узкие к локтям рукава, подобно вырезу лифа, украшены каскадами падающих кружев, лент, позументов. В новом костюме учитывается контраст маленького лифа и огромной юбки. Это причудливое явление венчает уменьшившаяся голова с прилегающей прической.
   Считается, что в одежде этого времени царила анархия, но современники восхищаются платьем рококо, считая его примером искусства одеваться. В связи с новой одеждой часто говорят о  сладострастии, либо о невинном кокетстве. Женский лиф, нам кажется, является наилучшим тому свидетельством.
   Фигура, во второй раз деформированная райфроком и пластинчатым корсажем до прочных геометрических форм, теперь причудливо разнообразна.  Во второй половине 18 века это разнообразие форм достигает своей вершины, а изменившаяся в начале рококо прическа опять начинает подниматься и вместе с ней еще больше расширяется юбка.
   Знаменитые парикмахеры вместе с модистками в то время видоизменяют прически и гримировку лица. На голове появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев, тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем и даже лодки с высокими парусами, ветряные мельницы, мосты и садовая архитектура. В 1770-е годы прическа превращается в знаменитые "фрегаты", которые так любила Мария-Антуанетта. Белые напудренные парики милосердны к возрасту, скрывают его и придают своим носителям изысканный и вычурный вид. Вычурность подчеркивается еще и гримировкой лица, его стилизацией. Грим использовался в таких масштабах, что говорят мужья часто даже не узнавали своих жен, несмотря на то, что те не собирались "маскироваться".
   В эпоху рококо творцы моды, которые раньше назывались просто портные, начинают держаться заносчиво и самодовольно. Мода рококо отражает тенденции своей эпохи, может быть даже выразительнее, чем мода минувших времен.  Украшения платья и общий его вид к декоративной склонности той эпохи с помощью тканей сумели соединить природу и человека. Так, природа, проникающая во дворцы через окна салонов, была перенесена на материалы и прически, из которых воспроизводились деревья, цветы, фонтаны и даже садовая архитектура. Мужская мода в первой половине 18 векаприспосабливается к тенденциям женской моды. И она делает фигуру причудливее, и она также роскошна, декоративна и даже женоподобна. Эта мода создает юбку на обручах из фалд камзола. Для украшения мужского костюма используются кружева, воланы и ленты. Жилет несколько сократился и утратил рукава. Штаны достигают только колен, они узкие и их дополняют белые чулки.
   Самой главной переменой является изменение прически, которая из завитых волос барокко превращается в гораздо меньшие, более плоские и более прямые прически. Теперь волосы завиваются в локоны, обрамляющие лица, а позже стягиваются и переплетаются в характерные косы.
   Во второй половине 18 века соревнование с женской модой заканчивается и мужской костюм начинает пробивать свой собственный независимый стиль. Он освобожадется от воланов, кружев и лент, тем самым упрощая свой камзол. из него развивается фрак, который стал основой мужской одежды 19 века. После 1778 года исчезают почти все украшения мужского костюма. Но в это время мужское платье еще шьется из тканей нежных расцветок эпохи рококо, которые тогда были одинаковы как для женщин, так и для мужчин.
   Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие на ощупь. Их качество, как по волшебству, позволяло создать с помощью света богатую игру складок, которая была обязательна в одежде эпохи рококо. Блеск атласа сочетался с матовыми кружевами и все это компоновалось в светлых нежных пастельных тонах, которые заменили яркие краски 17 века.
   Возникают новые виды одежды, которые становятся составной частью придворной моды. Основным видом этой одежды становится манто. Это свободный плащ, плавно, без складок ниспадающий с плеч вниз. Который, однако,  имеет форму, так ак она определялась нижней одеждой - прилегающим корсажем и кринолином.
   Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относятся веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка-"помпадур" ("помпудра") для бесчисленных кометических мелочей, перчатки и муфта.
   В то время очень увлекались лентами, которые украшали одежду сверху донизу, а также цветами, искуственными и живыми.  До этого времени искуственные цветы изготовлялись в основном в монастырях для украшения храмов, теперь же во Франции возникает обширное производство искуственных цветов, как модного дополнения к одежде.
   Туфли предлагались маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом, с увеличенным каблуком, хотя в обществе носили главным образом легкие и низкие туфли, вроде домашних тапок. Туфли по большей части изготовлялись из простого материала, либо из шелка, но некоторые были богато вышиты, украшены лентами, пряжками и даже драгоценными камнями.
   В одежде рококо, сильно обнажающей тело, уделяется большое внимание нижнему белью - женщины начинают носить белые чулки, но иногда также и пестрые. Нижнее белье является теперь настоящим произведением искусства: шелковое, украшенное золотом и серебром, богатыми вышивками и дорогими кружевами. Декольте позволяет видеть рубашку с кружевной оборкой. Нижняя юбка стала не только дополнением и укреплением верхней юбки, теперь она играет важную роль при ходьбе, так как может быть видна. Поэтому ее богато украшают лентами, кружевами и воланами.
   Мода рококо является типичной модой аристократии, модой, которая напоследок объединила всю аристократическую и королевскую Европу. "Родившись" во Франции, эта мода охватила все европейские страны, которые слепо имитируют ее и следуют  ей. И, скорее всего, не случайно гибель "галантного века", вызванная Французской революцией, совпала с закатом эпохи рококо.
   Далее, Вам, уважаемый читатель, будет представлен небольшой фильм, сделанный как видео-презентация для внеурочного школьного задания. В нем сделана попытка отобразить развитие моды в эпоху рококо, показать истоки, характерные черты, особенности развития женского и мужского костюмов. В фильме использованы музыка, рисунки и картины современников эпохи.

  Мода эпохи рококо (видео-презентация).

 

Нравится

Тридцатая школа