Вий. Гоголь Н. В.

   «Вий» — мистическая повесть Николая Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике под названием «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет. «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у украинцев начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.» (Прим. Н. В. Гоголя.). В произведении Гоголя Вий не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей.



  Самое долго­ждан­ное собы­тие для семи­на­рии — вакан­сии, когда бур­саки (казен­но­ко­шт­ные семи­на­ри­сты) рас­пус­ка­ются по домам. Груп­пами они направ­ля­ются из Киева по боль­шой дороге, зара­ба­ты­вая про­пи­та­ние духов­ным пес­но­пе­нием по зажи­точ­ным хуто­рам.
  Три бур­сака: бого­слов Халява, фило­соф Хома Брут и ритор Тибе­рий Горо­бец, — сбив­шись в ночи с дороги, выхо­дят к хутору. Ста­руха хозяйка пус­кает бур­са­ков пере­но­че­вать с усло­вием, что поло­жит всех в раз­ных местах. Хома Брут уже соби­ра­ется заснуть мерт­вецки в пустом ове­чьем хлеву, как вдруг вхо­дит ста­руха. Свер­кая гла­зами, она ловит Хому и вспры­ги­вает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — дога­ды­ва­ется бур­сак, но уже несется над зем­лей, пот катится с него гра­дом. Он начи­нает при­по­ми­нать все молитвы и чув­ствует, что ведьма при этом осла­бе­вает. С быст­ро­тою мол­нии успе­вает Хома выпрыг­нуть из-под ста­рухи, вска­ки­вает ей на спину, под­хва­ты­вает полено и начи­нает оха­жи­вать ведьму. Раз­да­ются дикие вопли, ста­руха падает в изне­мо­же­нии на землю — и вот уже перед Хомой лежит с послед­ними сто­нами моло­дая кра­са­вица. В страхе бур­сак пус­ка­ется бежать во весь дух и воз­вра­ща­ется в Киев.
  Хому при­зы­вает к себе рек­тор и при­ка­зы­вает ехать в даль­ний хутор к бога­тей­шему сот­нику — читать отход­ные молитвы по его дочери, воз­вра­тив­шейся с про­гулки изби­той. Пред­смерт­ное жела­ние пан­ночки: отход­ную по ней три ночи дол­жен читать семи­на­рист Хома Брут. Чтобы он не сбе­жал по дороге, при­слана кибитка и чело­век шесть здо­ро­вых Коза­ков. Когда бур­сака при­во­зят, сот­ник спра­ши­вает его, где он позна­ко­мился с его доч­кой. Но Хома сам этого не знает. Когда его под­во­дят к гробу, он узнает в пан­ночке ту самую ведьму.
  За ужи­ном бур­сак слу­шает рас­сказы Коза­ков о про­дел­ках пан­ночки-ведьмы. К ночи его запи­рают в церкви, где стоит гроб. Хома отхо­дит к кли­росу и начи­нает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но наты­ка­ется на очер­чен­ный Хомой вокруг себя круг. Она воз­вра­ща­ется в гроб, летает в нем по церкви, но гром­кие молитвы и круг защи­щают Хому. Гроб падает, позе­ле­нев­ший труп встает из него, но слы­шится отда­лен­ный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захло­пы­ва­ется.
  Днем бур­сак спит, пьет горилку, сло­ня­ется по селе­нию, а к вечеру ста­но­вится все задум­чи­вее. Его опять отво­дят в цер­ковь. Он чер­тит спа­си­тель­ный круг, читает громко и под­ни­мает голову. Труп стоит уже рядом, впе­рив в него мерт­вые, позе­ле­нев­шие глаза. Страш­ные слова ведь­ми­ных закли­на­ний ветер несет по церкви, несмет­ная нечи­стая сила ломится в двери. Крик петуха вновь пре­кра­щает бесов­ское дей­ство. Став­шего седым Хому нахо­дят утром еле живого. Он про­сит сот­ника отпу­стить его, но тот гро­зит страш­ным нака­за­нием за непо­слу­ша­ние. Хома пыта­ется бежать, но его ловят.
  Тишина тре­тьей адской ночи внутри церкви взры­ва­ется трес­ком желез­ной крышки гроба. Зубы ведьмы сту­чат, с виз­гом несутся закли­на­ния, двери сры­ва­ются с петель, и несмет­ная сила чудо­вищ напол­няет поме­ще­ние шумом крыл и цара­па­ньем ког­тей. Хома уже поет молитвы из послед­них сил. «При­ве­дите Вия!» — кри­чит ведьма. При­зе­ми­стое косо­ла­пое чудо­вище с желез­ным лицом, пред­во­ди­тель нечи­стой силы, тяже­лыми шагами всту­пает в цер­ковь. Он при­ка­зы­вает под­нять ему веки. «Не гляди!» — слы­шит внут­рен­ний голос Хома, но не удер­жи­ва­ется и смот­рит. «Вот он!» — ука­зы­вает Вий на него желез­ным паль­цем. Нечи­стая сила кида­ется на фило­софа, и дух выле­тает из него. Уже вто­рой раз кри­чит петух, пер­вый про­слу­шали духи. Они бро­са­ются прочь, но не успе­вают. Так и оста­ется навеки сто­ять цер­ковь с завяз­нув­шими в две­рях и окнах чудо­ви­щами, обрас­тает бурья­ном, и никто не най­дет к ней теперь дороги.
  Узнав об уча­сти Хомы, Тибе­рий Горо­бец и Халява поми­нают в Киеве его душу, заклю­чая после тре­тьей кружки: про­пал фило­соф оттого, что побо­ялся.

Нравится

Тридцатая школа