Расцвет и упадок египетского государства

Одним из центров древней цивилизации была Египетское государство, территория которой простиралась с юга на север от первого порога реки Нил в Средиземное море, то есть почти на 1200 км. На западе и востоке ее границы ограничивали пустыни и горы. С точки зрения природно-климатических условий это был огромный оазис среди мертвых пустынь Северо-Восточной Африки.

Государственность в Египте возникла во второй половине IV тыс. до н. э.

Историю Египетского государства принято делить на

  • Раннее Царство (3100-2160 до н. э.),
  • Древнее Царство (ок. 2700-2160),
  • Среднее Царство (2134-1786),
  • Новое Царство (1575-1087) и
  • Позднее Царство (XI-IV вв.).

При Раннем царстве государственность существовала в форме так называемых номов - административно-территориальных единиц, которые были автономными хозяйственными и административными органами. Постепенно происходил процесс централизации управления, достиг апогея в эпоху Древнего царства. Этому способствовала древнеегипетская религия, которая провозглашала царя божеством. Имя египетского царя было исполнено магической силы и поэтому его даже не произносили. Культ царя-фараона в Египте был очень развитым, о чем свидетельствуют огромные гробницы-пирамиды, в которых хоронили фараонов и которые должны были показать их величие и власть.

Фараон - официальный титул правителей Древнего Египта, начиная с XIII в. до н. е "который в исторической литературе распространена на всех древнеегипетских властителей. Термин" фараон "происходит от древнеегипетского слова нперо" ("большой дом"), которое древние греки передавали как "Фарао". Фараон считался сыном Солнца, земным олицетворением бога Гора и наследником Осириса, а также верховным главой всех провинциальных культов, а потому был сакральным и абсолютным распорядителем всех земельных, сырьевых и продовольственных ресурсов страны и самой жизни своих подданных. Внешний признак власти фараона составляла двойная бело-красная "корона", которая символизировала безграничную власть царя над объединенным государством.

Фараон руководил государством, опираясь на административный аппарат, совершавший фискальные, судебные и полицейские функции, контролировал экономическую жизнь страны. Полновластными владельцами на местах были номархи, управлявших многочисленными чиновниками. Помимо развития собственной экономики, фараоны Древнего Царства особого внимания оказывали грабительским военным походам на соседние территории.

Однако сильная централизованная власть только определенное время устраивала местную администрацию, которая обогащалась и вела себя так, будто фараона не существовало. Номархи превратились в суверенных царьков, а фараон - на обычного номарха.

Около 2050 до н. э. Ментухотеп І провозгласил себя царем объединенного Египта, а в дальнейшем фараон Аменемхет І окончательно покорил весь Египет своей власти. Однако политическая централизация Египта времен Среднего царства не достигла прежнего уровня, впоследствии Египетская государство стало снова приходить в упадок. Она не могла противостоять проникновению в Дельту кочевников-гиксосов, но распалась не на отдельные номы, а на два независимых государства со столицами в Фивах и Ксоиси.

Окончательно от гиксосов страну освободил Яхмос I, который положил начало XVIII династии. Из нее начинается новый этап древнеегипетской истории - Новое царство. Военные походы Яхмоса I и последующих фараонов значительно расширили пределы Египта. Особого успеха в территориальных завоеваниях добился Тутмос III, которого называют "Наполеоном Древнего Египта". Он почти втрое увеличил территорию страны, подчинив нубийские, ливийские и восточносредиземноморские территории. Ему присылали подарки соседние цари, с ним считались тогдашние переднеазиатские государства. Его усилиями Египет превратился в могущественную мировую державу.

Следующие фараоны должны были только поддерживать международный авторитет своего государства, прежде всего дипломатическими средствами. К тому же они наладили совершенную систему управления завоеванными территориями, на которых доверенные люди фараона осуществляли строгий контроль над местными наместниками.

Одним из реформаторов религиозно-политической жизни Египта стал Аменхотеп IV, который был женат на Нефертити, широко известной по скульптурным изображением. Он отменил очень популярен в Египте культ Осириса, единственным божеством провозгласил солнечный диск Атон, а себя - Атонов сыном и первосвященником. Только он имел право молиться Атону, а все остальные - ему. Его реформа не дала желаемых последствий в укреплении политического режима фараона и подъеме международного авторитета Египта, а бездействие на международной арене должна катастрофические последствия, потому ослаблением Египта воспользовались соседи.

Вскоре в Восточном Средиземноморье хозяйничали уже хетты. Египетская империя снова пришла в упадок. И хотя в период правления Рамзеса II международный авторитет Египетского государства значительно возрос, расширились его торгово-экономические и культурные связи с другими странами, но вернуть прежние могущество и авторитет было трудно.

Постепенно реальная власть перешла к жрецам, в государстве процветали коррупция и преступность, грабили даже гробницы. Центр политической жизни страны переместился в Дельту. Около 1085 до н. э. начался последний период истории Египта. Сепаратизм номов, вторжения соседей (ассирийцев, персов, кушитов, вавилонян) привели к новому упадка Египетского государства. После завоевания в 332 г. до н. э. Египта Александром Македонским, страна стала частью эллинистического мира.

Сепаратизм (фр. Separatisme, от лат. Separatus - отдельный) - стремление отдельных групп населения или организации к отделению, обособлению, движение за предоставление части государства права автономий или ее полное отделение и создание нового государства.

Древняя Египетская государство прошло сложный путь развития. Экономика наивысшего расцвета достигла в эпоху Нового Царства. Основой экономической жизни древних египтян было сельскохозяйственное производство. Они выращивали пшеницу, ячмень, лен, чеснок, огурцы и тому подобное. Хорошо развитая бассейновая система ирригации обеспечивала высокую эффективность земледелия. Нильский ил, который поднимался вместе с водой во время наводнения через каналы на поля, не только удобрял землю, но и длительное время сохранял влагу. Ирригационное земледелие не только обеспечивало уровень экономического развития, но и во многом определяло социальный строй и политическую систему. Ведь каждый бассейн был частью единой ирригационной системы, что требовало централизованного руководства, объединяло Египтян монолитный трудовой коллектив.

Высокого уровня развития в Египте получило ремесло, в частности каменярства, судостроение, гончарство, ткачество, ювелирное дело и др. Этому способствовало наличие богатых залежей полезных ископаемых. В период Среднего Царства египтяне начали осваивать бронзу, изготавливать стекло, обрабатывать золото. Однако экономика страны оставалась натуральной, на рынок вывозились только излишки продукции.

В конце Нового Царства начал формироваться общеегипетский рынок. Положение изменилось, когда начали образовываться товарно-денежные отношения. Это произошло в связи с тем, что Египет был вынужден покупать медь, олово, железо, дерево, которые ранее завозились из завоеванных территорий. Активизировался и внутренний рынок, к которому наибольший интерес проявляли землевладельцы, храмы, также было немало земель, малоазиатские и греческие купцы.

Социальная структура египетского общества была чрезвычайно своеобразной. В эпоху Древнего Царства социальную элиту составляли фараон, царедворцы, номархи, жреческая верхушка.

Во времена Среднего царства усилилась военная политика фараонов, углубилось имущественное и социальное расслоение общества. Ведь военная добыча доставалась преимущественно знати. Фараоны пригоняли в Египет много военнопленных, которые в социальной структуре занимали место между трудовым и нерабским зависимым населением.

В эпоху Нового Царства очень пестрым был ремесленный люд, объединялся в отдельные группы, работал под наблюдением мастеров, коллективно отвечал за выполненную работу.

Отдельной прослойкой были воины-профессионалы, основная масса которых получала оружие из царского арсенала, эти воины были способны покупать себе боевые колесницы. В армии, где существовала жесткая палочная дисциплина, находилась значительная часть иностранных наемников.