Древняя Индия

Тогдашняя территория Индии охватывала территорию современной Индии, Бангладеш, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. История Древней Индии делится на четыре основных периода:

  • Индийский (XXIII-XVIII вв. До и. Э.),
  • Ведийский (XIII-VII вв. До н. Э.),
  • Буддийский (VI-III вв. До и. Э.) ,
  • Классический (II в. до н. э. - V в. н. э.). 

Первые поселения земледельцев, обнаруженные в низкогорных западных районах долины реки Инд, массово начали возникать с середины ІІІ тыс. До н. э. Одним из центров этой цивилизации был город Хараппа, откуда ее название - Хараппская. Она существовала на протяжении 2300-1700 гг. до н. э. Через тысячелетие в другом регионе и другой исторической обстановке вновь возникла цивилизация. Она появилась в Северо-Восточной Индии, в долине реки Ганг, что было связано с миграцией индоарийских племен. Считается, что они сначала попали в Иран, а затем в Индию.

Почти тысячелетия продолжалось освоение ариями Северо-Восточной Индии. Именно тогда санскритом был составлен священные тексты Вед, поэтому этот период в индийской истории получил название ведийского. Полукочевые арии под влиянием местной земледельческой культуры стали переходить к оседлому земледельческой жизни. К середине I тыс. до н. э. весь бассейн Ганга был обжит. В VІІI ст. до н. э. здесь возникли города и многочисленные государства с разным политическим строем - монархии, олигархии, республики. Сильнейшими среди них были Koрнала и Магадха, последняя победила в соревновании этих государств и завоевала ряд соседних. Так была объединена вся Северная Индия.

После гибели Хараппской цивилизации в долине реки Инд существовали многочисленные карликовые княжества, раздробленностью которых воспользовались персидские цари из династии Ахеменидов и завоевали их. Индийцы платили персам колоссальную дань - почти 9 т золота ежегодно.

В IV ст. до н. э. после завоевания Персидской империи Александр Македонский вторгся в Индию. Он легко покорил ряд княжеств, собрав огромную дань.

Греко-македонские войска одержали блестящие победы, в том числе над войсками пенджабских князей. Однако усталость, сложные климатические условия, наконец весть о том, что в долине Ганга находится полумиллионная североиндийская армия, заставили Македонского отказаться от завоевания Индии и вернуть войска домой.

Значение похода греко-македонцев состояла в том, что Индия попала в орбиту экономического и культурного влияния Европы, а сама ознакомила последнюю со своей культурой.

Сразу после отступления основных сил Македонского, против оставленных им военных гарнизонов индийцы начали вооруженную борьбу, которую возглавил Чандрагупта. Разрушив греко-македонские крепости, он вернулся в долину Ганга и повалил там сильную династию Наплев, перед полумиллионной армией которой вынужден был остановиться Македонский. Чандрагупта основал династию Маурьев. Его победа над сирийским царем обеспечила господство над нынешней территорией Афганистана и Белуджистана. Преемники Чандрагупты, особенно его внук Ашока, распространили свое влияние на соседние государства.

Огромная государство Ашоки, в состав которой не входил только юг Индостана, была разноэтнических, полирелигиозный империей. Для укрепления государственной власти он разработал единый для всех индийцев религиозно-этический кодекс, поддерживал буддизм, который распространялся и за пределами Индии и стал первой мировой религией. При нем царская власть стала наследственной.

Специальным сборником постановлений по управлению государством регламентировались все сферы жизни общества и государства. В нем были обобщены политический опыт многих независимых государств по судопроизводства, чиновничества, армии, налогообложения населения и тому подобное. Однако государство Ашоки ни была централизованным механизмом, о чем свидетельствует ее быстрый распад после его смерти.

Новую сильную и единую державу в Индии начала династия Гуптов. Пять ее императоров были высококультурными политиками.

Гупты - династия северных индийских правителей IV-VI вв,, владения которых охватили на рубеже IV-Vст. почти всю Индо-Ганскую долину и северную часть Декана. Ядром империи была область Ма-гадха, а государственной религией - буддизм. Гупты прославились как покровители наук и искусств, а их государство отмечалась расцветом экономики и культуры (особенно в области архитектуры и литературы), однако общий упадок в Индии буддизма как религиозно-идеологической системы и неудачные изнурительные войны с северными и западными соседями в начале VI в. положили конец гуптскому процветанию. Ослабленная пестрая империя Гуптов быстро распалась, а в конце VI в. исчезла и сама династия.

Ядро государства Гуптов составляла долина Ганга, однако ее отовсюду окружали вассальные страны. Она получила выход к Аравийскому морю и установила непосредственные связи с цивилизованным Ближним Востоком. IV-V вв. считаются "золотым веком Гуптов". Однако в середине V в. вследствие нашествия гуннов империя Гуптов распалась на мелкие царства.

Основной формой хозяйственной деятельности населения Древней Индии было орошаемое земледелие, что в условиях благоприятного климата давало 2-З урожаи каждый год. Значительное внимание индийцы уделяли животноводству. В ведийской эпоху существовали гигантские животноводческие фермы с десятками тысяч голов крупного рогатого скота.

В ремесленничестве особое место занимали гончарство, ткачество, судостроение, кузнечное. Золототкаными индийская парча славилась далеко за пределами страны, а мечи с индийской стали носили даже персидские цари.

Достаточно развитой была внутренняя и внешняя торговля. В середине I тыс. До н. е. в Индии начали пользоваться металлическими деньгами. Индийские купцы вывозили ткани, золото, слоновую кость, красное дерево, закупая металлы, папирус, масла, мед, драгоценные камни и тому подобное. Профессия купцов считалась одной из самых престижных. Ремесленники и купцы были объединены в профессиональные организации, деятельность которых пыталась контролировать государство.

Социальная структура индийского населения формировалась постепенно. Окончательно она сложилась с приходом в Северную Индию ариев. Значительные рода превращались в варну брахманов (жрецов) и варну кшатриев (военной знати). К варне вайши преимущественно входили крестьяне и купцы, а ремесленники, батраки и рабы - к варне шудров.

Варны были социальными институтами и различались прежде всего общественно-правовым статусом, местом в религиозной системе, кодексом морали, поведения, родственными связями и профессии. Разделение населения на варны как форма социальной стратификации населения Индии считался священным. "На дне" общества были нетронутые. Даже прикосновение к ним "оскверняло" представителей высших варн. Неприкасаемые выполняли самые тяжелые и неприятные работы, например уборка мусора, обдирки шкур с павших животных и тому подобное. Каста неприкасаемых существует в Индии по сей день.

Экономику Древней Индии составляли три сектора: государственный, общинный и частный. Общество было в основном благодаря работе свободных крестьян, ремесленников, рабов. Источниками рабства были войны, долговая кабала, наследственное рабство. Широко использовалась наемная работа в течение определенного оговоренного срока. Со временем набирала силы и феодальная форма зависимости, когда царская администрация передавала владельцу вместе с землей и крестьян, становились феодально зависимыми.

Значительную роль в индийском обществе играли городские и сельские общины. В городах специальные коллегии наблюдали за ремеслом, торговлей, сбором пошлины. В буддийской сутки крестьяне общинники имели собственную землю и были свободными производителями: они не работали на храмы или знать. Царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общин, которые платили государственные налоги. Основной общественной звеном общины была патриархальная семья. Женская неверность считалась тяжким преступлением перед религией и обществом: законы обязывали женщину считать мужа божеством, девушку - повиноваться отцу, вдову - сыновьям.