Понятие общей этики

Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, депутата, судьи, соответствующие этические кодексы в бизнесе, в военных, в сфере торговли. Через углубление профессионализации труда перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно. Более того, профессиональное увлечение, лишенное нравственных критериев и ценностей, может быть опасным как для самого человека, так и для окружающих, а в более широких масштабах - и для общества в целом. Поэтому проблемы профессиональной этики совсем не лишний приложение к профессиональному образованию.

Есть профессии, моральный аспект в которых играет основополагающую роль. Какие? (Врачи, депутаты, учителя, юристы) Почему? Просто в этих сферах деятельности наблюдается особенно большая зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности могут иметь судьбоносное значение для других людей. Это профессии, где "объектом труда" выступают живые люди. Согласно профессионалов, обнимаются такой деятельностью, общество предъявляет не только требования общей морали (касающиеся любого человека независимо от профессии), но и специфические нравственные требования. Более того, нравственность представителя такой профессии будет показателем уровня профессионализма. 

Следовательно, возникает такая отрасль научного знания, как профессиональная этика. Однако дискуссия по поводу определения профессиональной этики. Одни ученые считают, что профессиональная этика возникает как наука о профессиональной морали, которая состоит из "особых" норм морали, дополняют общие моральные принципы. Другие ученые, напротив, считают, что некоторые моральные нормы и принципы в профессиональной этике должны быть ограничены (например, врач может быть не всегда правдивым, юрист - не всегда гуманным). Третья группа ученых считает, что неправильно искать какие-то особые моральные нормы для профессионалов, как неправильно и ограничивать (игнорировать) общие нормы.

Профессиональная этика - система конкретизированных моральных норм и принципов с учетом особенностей той или иной профессиональной деятельности людей.

Этимология термина "этика", то есть его происхождение и родственные связи с другими словами того же или других языков, уходит в глубокую древность. Слово "этика" возникло из древнегреческого "ethos", которое в разные времена имело разные значения. Первоначально оно означало местонахождение, общее жилье, потом - обычай, темперамент, характер, стиль мышления, а также устойчивую природу какого-либо явления. Позже выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 pp. До н. Э.), Взяв за основу значение этоса как характера, темперамента, образовал прилагательное "ethicos" - "этический" для обозначения особой группы человеческих добродетелей - мудрости, мужества, умеренности, справедливости и т.д. - отличая их от добродетелей разума. Науку об этических добродетелях (личностные качества), достоинства характера человека Аристотель назвал "ethice" (этика). Так в IV в. до н.э. этическая наука получила свое название, которое имеет и сегодня.

Слова "мораль", "этика" воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что без морали жить невозможно. С другой стороны, понятие "моральное" часто ассоциируется у нас с чем-то, набившим оскомину, типа "морального кодекса", "морально-трудового воспитания", "морального облика".

Мораль существует в двух формах: личные моральные качества (милосердие, ответственность, скромность, честность и т.п.) и совокупность норм общественного поведения и оценочных представлений (например, "не укради", "не убий" и т.д. и "справедливо", "порядочно", "доброжелательно "и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности к общению с себе подобными и сосуществования с ними. Они выступают как черты характера и проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества в целом и становятся основой поведения людей. Это знаменатель разнообразие индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному. Они определяют тип поведения, необходимый конкретно-историческому обществу или его большинства.

Следовательно, моральные качества (личностные свойства), с одной стороны, и моральные и оценочные представления, с другой, реализуются в отношениях между индивидами и выражают общественные связи между ними. В первом случае эта связь выступает в субъективно-личностной форме, а во втором - как объективированую, надиндивидуальную связь. Это позволяет говорить о морали как социальные отношения.

Однако для представителей любой профессии этическое поведение - не простой звук, а жизненная необходимость. Это обуславливает тем, что люди, которые обнимаются какой-либо профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии.

Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству предоставляемых аудиторских услуг, как в виде аудита, так и в виде других, предоставляемых аудиторами услуг. Если люди, которым предоставляются услуги, не верят, например, своим врачам, адвокатам или аудиторам, то способность указанных специалистов обслуживать своих клиентов значительно уменьшается.

Этика как наука имеет свой понятийно-категорийный аппарат. Такие понятия, как "нрав", "поступок", "моральная норма", "моральный принцип", "нравственный идеал", "оценка" и т.п. употребляются и содержательно раскрываются преимущественно в этике. К этическим категориям относятся "добро" и "зло", "долг" и "совесть", "честь" и "достоинство" справедливость "и" ответственность "," моральный выбор "и" моральный конфликт "," смысл жизни "и" счастье "," дружба "," любовь "и др. В них раскрываются существенные свойства нравственной реальности. В общем система категорий и понятий, или понятийно-категориальный ряд, раскрывает содержание предметной области этики.

Содержание предмета этики, как свидетельствует исторический опыт, запечатленный в истории этической мысли, зависит от философской мировоззренческой системы, на которой базируется этическое знание, от социокультурного фона конкретно-исторического этапа развития общества, уровня разработки самого этического знания, - то есть теоретической рефлексии морального сознания о самого себя и социального заказа общества, отдельных сообществ, государства на соответствующие идеи, концепции, теории.

Этика как наука выполняет ряд функций. Главными среди них являются: описательная, ценностно-ориентационная и функция выработки этических знаний, которые реализуются в единстве, а их разграничение носит условный характер.

Нравственные явления несколько расплывчаты, неуловимые, они трудно фиксируются. Поэтому задача этики - выделить моральную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные обычаи, мотивы поведения людей. Описания морали - тяжелое исследовательская задача. Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов.

Социально-нравственное поведение имеет свою четкую логику. Задача этики состоит в том, чтобы изучить реальные нравственные процессы. Итак, на описательном уровне этика выделяет объект исследования (мораль), вводит в научный оборот факты, подлежащие объяснению, интерпретируются теоретически. Описательная функция этики реализуется преимущественно в разделе об этапах исторического развития морали, или историческую типологию морали.

Как и для любой другой профессии, для профессионального аудитора очень важно чувство правильного этического поведения.

В профессиональной сфере существуют два этических аспекта - общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).

Так, как философов волнует благо всего человечества, то в их трудах мы, преимущественно встречаем понятие общей этики, а не этики небольших групп людей, представляющих отдельные профессии. Поэтому мы не можем найти в философских теориях решения наших конкретных проблем. Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии - не более узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Можно говорить о том, что этика - это область философии, которая обнимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора понятий о хорошем и плохом.

Это означает, что:

  1. в области этики существуют проблемы выбора решений;
  2. в этике существуют понятия о хорошем и плохом (моральные принципы);
  3. этика обнимается последствиями (сущностью) решений.

Что такое этическая проблема?

Проблемная ситуация возникает, когда человеку необходимо сделать выбор между различными действиями, и правильный выбор не лежит на поверхности. Этическую проблемную ситуацию можно определить как такое положение, когда выбор определенного действия влияет на благополучие других людей.

Что такое этическое поведение?

Можно найти два стандартных философских ответа на этот вопрос:

  1. этическое поведение - это поведение, приносящее больше пользы;
  2. этическое поведение - это поведение, соответствующее моральным нормам и принципам.

Определение этического поведения:

Наиболее сложные проблемные ситуации возникают тогда, когда сталкиваются между собой:

а) различные моральные нормы;

б) моральные нормы и понятие «польза».

Почему профессионалам необходим кодекс этического поведения?

Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для определенной профессии. В кодексах профессиональной этики, в отличие от теории общей этики, можно найти решения конкретных проблем. Кроме того, в кодексах содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии, кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможной профессиональная дисциплина.