Античная риторика и мифология красноречия

Как и все с древней жизни, в мифологии находил свое возрождение и дар красноречия, мастерское владение песенно-поэтическим живым словом, способно влиять на человека, а то и решать ее судьбу.

В греческой мифологии риторику олицетворяла одна из девяти художественных муз прекрасноголоса богиня Каллиопа, дочь Зевса и богини памяти Мнемосины. От имени Мнемосины позже в риторике называться раздел, в котором будут разрабатываться приемы запоминания речей период их подготовки к произнесению - мнемоникой. Каллиопа была покровительницей культуры - риторики случного слова и пения, поэзии и науки. Она учила петь Ахилла. Скульптурным изображением этой богини стала красивая женщина с навощенной дощечкой и с палочкой (стилусом) принадлежности в руках. Одним из ее сыновей - прекрасных певцов - был популярный в греческой мифологии Орфей. Словесными и музыкальными чарами Орфей влиял на богов, людей, птиц, зверей, всю природу.

Божественным голосом чародейство были наделены мифические существа - сирены-полуженщины, полуптиц. Это дочери музы трагедии богини Мельпомены. Они жили на скалах необитаемого острова, волшебным голосом заманивали мореплавателей. Никто не мог устоять против этих чар.

В греческой мифологии был бог насмешки и злословия Мом, злостно пащекував о богов и людей. Зевс изгнал его с Олимпа, и в этом проявилось негативное отношение к сквернословие в греческом обществе.

Предсказательница Зевса, богиня слухов Осса, была наделена божественным голосом и называлась "ребенок золотой надежды".

Богиня колдовства Геката, по мифам, помогала людям в общественных делах защищать себя словом.

Этот мифологический материал свидетельствует, как благоговейно греки относились к Слову, почитали доброе слово и осуждали зло как ценили большую силу живого слова и верили в нее.

В Греции покровительницами красноречия были три богини: богиня убеждения Пейто (гр. Peitho - убеждение), спутница Афродиты и Гермеса, и две богини Эриды (гр. Eris) - богини споров. Одна Эрида - гармоничная, то есть такая, что стремится к гармонии в общении, согласии, компромисса и хочет достичь цели, истины. Вторая Эрида - дисгармоничная, которая идет к победе через конфликт и даже смерть, поэтому ее считали злой, в отличие от первой Эриды. Оттуда же идет традиция различать два основных вида споров: конструктивный, сейчас это компромиссный, консенсусный путь разв вязания проблемы (греки называли его диалектикой) и деструктивный, конфликтный (у греков-агональное, до агонии, т.е. предсмертного состояния организма), его называли эристикой или атональной эристикой. Впоследствии эристикой стали называть оба вида словесных споров.

В римской культуре риторика изображена в образе величественной женщины - богини искусств, сидела на пышном троне в сверкающем наряде, на котором сотканы языковые фигуры. С прекрасных уст росла лилия, которая символизировала красоту (ornatus), и меч, символизирующий грозное оружие (persuasio). Риторика красотой и силой живого языка убеждает. Рядом изображены выдающиеся ораторы прошлого во главе с Цицероном и Вергилием.

В египетской мифологии всесильным был бог Тот, покровитель всего разумного. Он дал людям письмо и счет, владел тем, ввел летописания, руководил "на всех языках" и считался языком бога Птаха. Тот был покровителем архивариусов, библиотек, переписчиков книг, охранником всего познания.

На изображениях рядом с богом Тотом сидит красивая женщина - богиня мудрости Сиа и бог волшебных слов Ху.

Японская мифология имеет семь богов счастья, одним из которых является бог красноречия Бенсай тен. Это он, по поверьям, средствами красноречия продлевал жизнь, обогащал его, дарил мудрость, защищал от злых сил. Изображался Бенсай тен верхом на драконе или змеи, держал в руках музыкальный инструмент бива.

В древнеиндийской мифологии было две богини красноречия. Дочь бога любви Камы богиня слова Вач считалась повелительницей богов, царицей богов, обладательницей несметных богатств, богиней мудрости. В известном эпосе "Ригведа" ей посвящен отдельный гимн. Богиня священного речи Сарасвати была и богиней мудрости и красноречия. считается изобретательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей наук и искусств. А еще Сарасвати считалась богиней чистой воды, большого потока. Это свидетельствует, что в представлении древних индийцев речь была близка к воде, должна быть чистой и литься, как вода, свободно, естественно.

Следует обратить внимание на то, что в мифологии и древних эпосах всех народов боги и герои красноречия, слова, голоса, речи и пения были удивительно красивыми, изысканными, одаренными. Народ связывал с языком, с его влиянием на человека все лучшее, чего достигал, что хотел иметь и как его представлял.