Понятие дидактики высшей школы

Дидактика (греч. Didaktikos - обучающий) - отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов, форм обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения .

Выделяют две функции дидактики: научно-теоретическую и конструктивно-технологическую.

Научно-теоретическая функция заключается в изучении, систематизации и обобщении педагогического опыта, его научном обосновании, объяснении на основе открытых психологией закономерностей и механизмов познавательного, психомоторного развития личности.

Конструктивно-технологическая функция дидактики разработки городу, эффективных методов, приемов и средств обучения, конструирования учебных технологий. Она помогает выяснить, как, согласно объективных закономерностей учебного развития студентов, организовать учебный процесс для обеспечения его максимальной эффективности; формы, методы и средства являются оптимальными в конкретных ситуациях; какими принципами и правилами следует руководствоваться преподавателю и др.

Обучения, преподавания, учения - основные категории дидактики.

Обучение - способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным способом получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система "преподавания - обучения".

Преподавание - деятельность научно-педагогических работников, которое проявляется в:

 

  • передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности студентов;
  • оказании помощи в случае затруднений в процессе обучения;
  • стимулировании интереса, самостоятельности и творчества студентов;
  • оценке учебных достижений студентов.

 

Цель преподавания - организация эффективного обучения каждого студента в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие со студентами и организация совместной и самостоятельной деятельности.

Учение - деятельность студента, состоит из:

 

  • усвоения, закрепления и применения знаний, навыков и умений;
  • самостимулирования к поиску, решению учебных задач, самооценки знаний;
  • осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

 

Цель обучения - познания, сбора и обработки информации об окружающем мире. Результаты обучения проявляются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии студента.

Учебная деятельность включает:

  • овладение системами знаний и оперирование ими;
  • овладение системами обобщенных и частных действий, приемами учебной работы, способами их переноса и перестройки - навыками, умениями;
  • развитие мотивов учения, становление мотивации и содержания;
  • овладение способами управлять своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и т.д.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. Как внутренние критерии используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и уровень наработки навыков и умений, уровень развития студента, уровень обученности.

Академическую успеваемость студента определяют по степени совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическую успеваемость фиксируют соответствующим количеством баллов. Успешность обучения - это также эффективность управления учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затрат.

Процесс обучения - динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) педагога и студентов, во время которой осуществляется стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности студентов с целью усвоения системы научных знаний, умений, навыков, развития и всесторонней воспитанности личности (Н. Е. Мойсеюк) .

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии с такими уровней:

  • различия или узнавания предмета (явления, события, факта);
  • запоминания и воспроизведения предмета, понимания;
  • применение знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по следующим показателям: полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития студента является способность к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью педагога).

Внешними критериями эффективности процесса обучения считают

  • степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
  • темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
  • уровень образованности или профессионального мастерства;
  • готовность повышать уровень образования. Поэтому задачами дидактики высшей школы:
  • разработка содержания общего и профессионального образования в различных типах высших учебных заведений с учетом особенностей социально-экономического развития Украины;
  • совершенствование содержания подготовки специалистов различных профилей (определение оптимальных путей, выбор методов, форм, технологий обучения);
  • исследование особенностей обучения одаренной студенческой молодежи;
  • обоснование научных основ дальнейшего развития и повышения познавательной самостоятельности и активности студентов в учебном процессе;
  • углубления исследований, направленных на интенсификацию учебного процесса;
  • обоснование путей интеграции учебных дисциплин;
  • конструирования (модернизация) образовательных технологий;
  • построение содержания и процесса обучения на основе гуманизации;
  • построение содержания образования на основе национальной культуры (языка, истории, литературы и др.);
  • поиски новых эффективных форм организации обучения на принципах демократизма и гуманизма.

Литературный источник: учебник Ортинский В.Л. Педагогика высшей школы