Дидактика (греч. Didaktikos - обучающий) - отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов, форм обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения .
Выделяют две функции дидактики: научно-теоретическую и конструктивно-технологическую.
Научно-теоретическая функция заключается в изучении, систематизации и обобщении педагогического опыта, его научном обосновании, объяснении на основе открытых психологией закономерностей и механизмов познавательного, психомоторного развития личности.
Конструктивно-технологическая функция дидактики разработки городу, эффективных методов, приемов и средств обучения, конструирования учебных технологий. Она помогает выяснить, как, согласно объективных закономерностей учебного развития студентов, организовать учебный процесс для обеспечения его максимальной эффективности; формы, методы и средства являются оптимальными в конкретных ситуациях; какими принципами и правилами следует руководствоваться преподавателю и др.
Обучения, преподавания, учения - основные категории дидактики.
Обучение - способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным способом получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система "преподавания - обучения".
Преподавание - деятельность научно-педагогических работников, которое проявляется в:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной деятельности студентов;
- оказании помощи в случае затруднений в процессе обучения;
- стимулировании интереса, самостоятельности и творчества студентов;
- оценке учебных достижений студентов.
Цель преподавания - организация эффективного обучения каждого студента в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие со студентами и организация совместной и самостоятельной деятельности.
Учение - деятельность студента, состоит из:
- усвоения, закрепления и применения знаний, навыков и умений;
- самостимулирования к поиску, решению учебных задач, самооценки знаний;
- осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Цель обучения - познания, сбора и обработки информации об окружающем мире. Результаты обучения проявляются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии студента.
Учебная деятельность включает:
- овладение системами знаний и оперирование ими;
- овладение системами обобщенных и частных действий, приемами учебной работы, способами их переноса и перестройки - навыками, умениями;
- развитие мотивов учения, становление мотивации и содержания;
- овладение способами управлять своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и т.д.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. Как внутренние критерии используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и уровень наработки навыков и умений, уровень развития студента, уровень обученности.
Академическую успеваемость студента определяют по степени совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическую успеваемость фиксируют соответствующим количеством баллов. Успешность обучения - это также эффективность управления учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затрат.
Процесс обучения - динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) педагога и студентов, во время которой осуществляется стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности студентов с целью усвоения системы научных знаний, умений, навыков, развития и всесторонней воспитанности личности (Н. Е. Мойсеюк) .
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии с такими уровней:
- различия или узнавания предмета (явления, события, факта);
- запоминания и воспроизведения предмета, понимания;
- применение знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по следующим показателям: полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития студента является способность к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью педагога).
Внешними критериями эффективности процесса обучения считают
- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
- уровень образованности или профессионального мастерства;
- готовность повышать уровень образования. Поэтому задачами дидактики высшей школы:
- разработка содержания общего и профессионального образования в различных типах высших учебных заведений с учетом особенностей социально-экономического развития Украины;
- совершенствование содержания подготовки специалистов различных профилей (определение оптимальных путей, выбор методов, форм, технологий обучения);
- исследование особенностей обучения одаренной студенческой молодежи;
- обоснование научных основ дальнейшего развития и повышения познавательной самостоятельности и активности студентов в учебном процессе;
- углубления исследований, направленных на интенсификацию учебного процесса;
- обоснование путей интеграции учебных дисциплин;
- конструирования (модернизация) образовательных технологий;
- построение содержания и процесса обучения на основе гуманизации;
- построение содержания образования на основе национальной культуры (языка, истории, литературы и др.);
- поиски новых эффективных форм организации обучения на принципах демократизма и гуманизма.
Литературный источник: учебник Ортинский В.Л. Педагогика высшей школы