Облава. Быков В. В.

  «Облава» — повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1986 году.   Повесть  Василя  Быкова  «Облава»  рассказывает  о  судьбе  крестьянина Хвёдора, который раньше был просто  батраком,  а  при  власти  советов  стал владельцем небольшого надела земли... 

  Действие проис­ходит в бело­рус­ской деревне в сере­дине трид­цатых годов. Уже прошла коллек­ти­ви­зация, создан колхоз, раску­ла­чены и высе­лены в необъ­ятные места так назы­ва­емые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. Один из них — Федор Ровба — когда-то поверил рево­лю­ци­онным идеалам, провоз­гла­сившим, что крестьянин — истинный хозяин земли. От совет­ской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяй­ство давало прибыль, и он приобрел моло­тилку. Вся округа поль­зо­ва­лась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не нажи­вался засчет своих одно­сельчан. Но жил он в достатке, это его и погу­било. Районные власти по доносу завист­ли­вого чело­века решили принять меры к «новому богачу». Один непо­сильный налог, затем другой — все это не только разо­ряло Федора, но и делало его, по поня­тиям местных руко­во­ди­телей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще хоте­лось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опро­мет­чивым поступком мешать его служебной карьере.
  Но вот в деревне нача­лось раску­ла­чи­вание. И хотя семья Федора уже бедство­вала, не сумев рассчи­таться с госу­дар­ством, Федора все же признали кулаком. Тут поста­рался один из соседей, акти­вист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал запи­сать Федора в кулаки.
  С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесо­за­го­товках, не имея возмож­ности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мерзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Остав­шись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не оста­лось от его прежней усадьбы, но Федор безоши­бочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заклю­ча­лась, что не мог он просто так подойти к знако­мому месту, прой­тись по деревне, взгля­нуть в глаза людям. Красная пропа­ганда сделала свое черное дело: люди считали его клас­совым врагом, преступ­ником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего.
  Голодный, изму­ченный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хоте­лось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незна­комым стариком, встре­ченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пере­жили страшный голод, заму­чены нало­гами. Да Федор и сам видел, как рабо­тали крестьян­ские женщины на колхозном карто­фельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несча­стья не стали основой для зажи­точной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза одно­сель­чанам, и те подня­лись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Прие­хали из города мили­ци­о­неры, районные акти­висты, кото­рыми руко­водил его родной сын Миколка. Федора окру­жили со всех сторон, оставив ему один путь — в болотные топи. Но болотная глушь каза­лась не такой страшной, как пресле­до­вавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по чело­ве­че­ским законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разру­шило сложив­шиеся годами жизненные устои. Госу­дар­ство пода­вило чело­века. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его поги­бель, но он не вернется к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина погло­тила его вместе с его болью.
  Быков очень остро пере­жи­вает судьбу своего народа, по кото­рому прока­ти­лось «красное колесо» сталин­ских преоб­ра­зо­ваний. Книга напи­сана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труже­нику, понес­шему огромные жертвы во имя ложных идеалов.  

Нравится

Тридцатая школа