Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Задания к § 27—30.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 8 класс.
«История Нового времени. 1800—1900». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Задания к § 27—30.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

   Укажите, какие события в истории Японии соответствуют указанным датам, и напишите суждение, выражающее значение этих событий.
1854 г. — завершение периода изоляции (американо-японский договор и «открытие» Японии).
1868 г. — «революция Мэйдзи».
1889 г. — принятие конституции.

  На смену сегунату, проводившему политику изоляции, пришло новое государство, сознательно перенимавшее на Западе все полезное и целенаправленно проводившее реформирование страны с целью ее индустриализации.

Задание № 2.

Продолжите фразы.
 Образованные самураи и интеллигенция понимали, что за годы своей изоляции Япония в техническом плане отстала от Запада и необходима модернизация.
  В Японии стало нарастать движение крестьян и горожан с требованием изгнания иностранцев.
 Ведущей силой массового движения за свержение сёгуната стали крупные землевладельцы, к которым присоединились самураи, крестьяне, ремесленники и купцы.

Задание № 3.

Заполните таблицу «Первые реформы в Японии».

Реформы

Содержание реформ

Изменения, которые внесли реформы в хозяйственную, политическую и культурную жизнь общества.

Аграрная

частная собственность на землю

Земля стала объектом купли-продажи, крестьяне стали собственниками наделов.

Административная

Деление на префектуры

Отменяла княжества, а значит власть князей. Префектурами руководили гос. чиновники.

Военная

Введение всеобщей воинской повинности

Самураи перестали быть военной кастой, армия создавалась по европейскому образцу.

Социальная

Созданы три сословия: два дворянских и «простонародье»

Отменялись касты. Уравнивались в правах дворянские сословия; «простонародье» объединяло крестьян, ремесленников и купцов и разрешалась смена профессии.

Правительственная

Конституция, введение парламента, образование министерств.

Эффективное управление страной, возможность создания партий и влияния на полит. жизнь страны.

Финансовая

Введение йены

Формирование единого внутреннего рынка и финансовой системы.

Налоговая

Отмена оброка, введение земельного налога

Вместо нестабильного натурального оброка налоги взимались в фиксированной денежной форме.

Образовательная

Всеобщее образование

Повышение уровня образования и единая система воспитания.

Экономическая

Создание промышленности и протекционистская политика

Быстрая индустриализация страны и развитие торговли

Задание № 4.

Прочитайте помещённые ниже документы и на основе их анализа ответьте на вопросы: кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы, и почему? Укажите особенности экономического развития страны в конце XIX в.
 Закон о передаче заводов, изданный в 1880 г., гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».
  Один иностранец-путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемом углём из копей Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной всё тем же Мицуи, и, лёжа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на Мицуевском заводе».

 В качестве «народа» выступали представители торгово-промышленных фирм, близкие к императорскому двору. Делалось это для поощрения предпринимательской активности. Таким образом создавались крупные корпорации с широким кругом деятельности и сферами интересов, включавшие в себя банки, промышленные и торговые предприятия, страховые компании и т.д.

Задание № 5.

   Прочитайте текст § 27 учебника и приведённые ниже документы. Сделайте вывод о политическом устройстве Японии и характере императорской власти. Определите, можно ли считать Японию конца XIX в. правовым государством. Свои аргументы запишите.
  Ст. 1 конституции Японии гласила: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией». В ст. 3 было записано: «Особа императора священна и неприкосновенна».
  Эту статью конституции её автор граф Ито комментировал так: «Священный трон был основан тогда, когда небо и земля отделились друг от друга. Император является с неба сошедшим, божественным и священным; он владычествует над всеми своими подданными. Он должен почитаться и быть неприкосновенным. Он, конечно, должен оказывать уважение Закону, но Закон не в силе сделать его ответственным за это. Не только не должно быть оказано непочтение императору, но личность его не должна быть предметом неодобрительных предположений или каких-либо рассуждений».

   Несмотря на наличие конституции, государственное устройство Японии можно охарактеризовать как неограниченную монархию, т.к. император фактически наделялся неограниченной властью и являлся персоной стоящей над Законом — неприкосновенной и неподсудной. По этим причинам и по наличию различных сословных и социальных различий Япония не являлась правовым государством.

Задание № 6.

На контурной карте на с. 44—45 стрелками укажите направления агрессии Японии.

На карте отмечены действия японцев в китайско-японской войне. Основными направлениями агрессии были Корея, Маньчжурия и Тайвань.

Задание № 7.

  Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочтёте понятие. Раскройте его сущность.
1. Военно-феодальное сословие мелких дворян в Японии. 2. Богиня солнца в Японии. 3. Название острова, перешедшего к Японии после Японо-китайской войны. 4. Японское название самурайского кодекса чести. 5. Длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества. 6. Название крупной японской фирмы.

   Ответы: 1. Самураи. 2. Аматэрасу. 3. Тайвань. 4. Бусидо. 5. Модернизация. 6. Мицуи.
Мэйдзи — официальное название периода правления японского императора Мацухито (1868—1912).

Задание № 8.

   Что это значит?
«Опиумные войны» — войны Великобритании против Китая за право ввозить в Китай опиум.
«Открытие» Китая — период после опиумных войск, в течение которого Китай был вынужден открыть европейцам часть морских гаваней для внешней торговли.
«Небесное государство всеобщего благоденствия» — по-китайски «Тайпин тяньго». Название государства тайпинов.
«Кулак во имя мира и справедливости» — по-китайски «Ихэтуань». Тайное общество, направленное против иностранного вмешательства и разрушения древних традиций.

Задание № 9.

  Представьте себе, что вы журналист. Вам поручили написать статью о Японии в конце XIX в. Название статьи — «Восточная мораль — западная техника».

  Япония явила миру уникальный образец соединения восточной морали и западной техники. Японцы, которые по природе своей отличаются склонностью к полезным заимствованиям и любознательностью, взяли на Западе все самое полезное, изучили западные технологии и опыт и, с только им присущей четкой исполнительностью, перенесли на свою самобытную почву. Трудолюбие, честность, скромность, аскетизм как нельзя лучше отвечают требованиям современного технологического общества.

Задание № 10.

  Прочитайте извлечения из закона о земле, изданного тайпинским правительством. Этот закон определял порядок перераспределения земли и систему организации сельского хозяйства. Определите характер идей, нашедших своё отражение в этом документе. Ответ запишите.
  Все земли Поднебесной должны совместно обрабатываться жителями Поднебесной. Те, кому недостаёт земли в одном месте, переселяются в другое. На разных землях Поднебесной бывают урожаи и неурожаи, если в одном месте недород, то урожайные районы должны помочь ему. Нужно добиться того, чтобы все жители Поднебесной пользовались великими благами, дарованными Отцом Небесным, в равной мере, чтобы люди совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы всё было поровну и никто не остался голодным и холодным.

   Тайпины ставили целью создание справедливого государства на основе совместного труда на благо всего общества и уравнительного распределения материальных благ.

Задание № 11.

   Если вы разгадаете кроссворд, то узнаете принцип, на основе которого тайпинское правительство рассчитывало достичь «великого благоденствия» для своих подданных.
1. Медицинское средство, являющееся в то же время сильным наркотиком. 2. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. 3. Военный порт в Китае. 4. Соглашение, заключённое между сторонами. 5. Столица «Тайпин тяньго». 6. Философско-этическое учение в Китае. 7. Политик, являющийся сторонником проведения реформ. 8. Столица Китая. 9. Руководитель партии, движения, общественной организации; лицо, пользующееся авторитетом; страна, идущая впереди. 10. Название тайного общества в Китае, действующего в конце XIX в. 11. Имя императора, издавшего указ о «100 днях» реформ. 12. Захват какой-либо страны или края и превращение их в колонию. 13. Имя императрицы Китая. 14. Платежи, налагаемые на побеждённое в войне государство в пользу государства-победителя. 15. Полуостров на востоке Китая.

  Ответы: 1. Опиум. 2. Традиции. 3. Вэйхай. 4. Договор. 5. Нанкин. 6. Конфуцианство. 7. Реформатор. 8. Пекин. 9. Лидер. 10. Ихэтуань. 11. Гуансюй. 12. Колонизация. 13. Цыси. 14. Контрибуция. 15. Шаньдун.
   Уравнительность.

Задание № 12.

Заполните схему.

 

Причины, по которым курс на модернизацию Китая не имел успеха

1. отсутствие четких задач и программы

2. консерватизм общества и мировоззрение китайцев

3. бюрократический аппарат и коррупция

4. слабость государственной власти

Задание № 13.

  Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтёте текст. Объясните, с каким событием он связан, и прокомментируйте его.

  Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы.

  Слова из песни ихэтуаней во время восстания «боксеров» в Китае. Движение ихэтуаней было направлено за сохранение древних традиций против иностранного вмешательства. Отсюда и все технические достижения рассматривались как чужеземные, а значит враждебные.

Задание № 14.

Продолжите фразу.
  Англичане называли Индию «жемчужина Британской короны» потому, что помимо налогов, взимаемых с населения, Индия обладала богатыми природными ресурсами, была поставщиком дешевого сырья, представляла собой огромный рынок сбыта для английских товаров и производила опиум, вывозимый в Китай.

Задание № 15.

   Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.
Причины, которые привели к Великому восстанию 1857 г. в Индии:
1) индийская интеллигенция выдвигала требование установления демократической республики;
2) индийские священнослужители выступали против вторжения в страну христианских миссий и введения в школах обучения на европейский лад;
3) индийские князья и их наследники хотели вернуть себе прежнюю власть;
4) крестьяне требовали ввоза из Англии дешёвых фабричных товаров;
5) сипаи были недовольны проявлением в армии национального неравенства;
6) население Индии страдало от высоких налогов;
7) большая часть населения страны видела в насаждаемых англичанами порядках нарушение древних традиций, что вызывало чувство протеста;
8) ремесленники требовали оборудовать их мастерские английскими станками.

1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

+

-

+

+

+

-

Задание № 16.

На контурной карте на с. 44—45 обозначьте: границы Китая с Индией; основные районы восстания тайпинов и столицу их государства; территории, перешедшие в аренду европейским державам в конце XIX в.

   Границы Китая отмечены желтой линией, Индии — синей. Район восстания тайпинов — светло-коричневым цветом. Цифрами на карте отмечены территории, перешедшие в аренду европейским державам в конце XIX в.: 1. Люйшунь (Порт-Артур) (Россия); 2. Вэйхайвэй (Англия); 3. Циндао (Германия).

Задание № 17.

На контурной карте на с. 44—45 обведите район Великого восстания 1857—1859 гг. в Индии.

   Районы восстания отмечены зеленым цветом.

Задание № 18.

   Видный индийский политик Джавахарлал Неру отмечал, что, «хотя восстание непосредственно затронуло только некоторые части страны, оно потрясло всю Индию, и особенно английскую систему управления».
   Укажите факты, на основании которых Неру мог высказать это суждение.

   Восстание вынудило английское правительство отстранить от управления Индией Ост-Индскую компанию, объявить Индию владением британской короны и провести ряд экономических и социальных реформ.

Задание № 19.

  В 1903 г. в одной из лондонских газет появилась статья побывавшего в Индии английского журналиста, в которой он описывал прогресс, достигнутый Индией под управлением Англии.
   В то же самое время в делийской газете была напечатана статья индийского журналиста, в которой рассказывалось о бедствиях, принесённых народу Индии английским правлением.
   Подумайте, что могло быть написано в этих статьях.

Из статьи английского журналиста

   Развивается внешняя торговля, страна покрылась сетью жел. дорог, строятся фабрики и заводы, экспортируются новые виды с/х продукции, вводится школьное обучение...

Из статьи индийского журналиста

   Англия подорвала экономику индийского общества, препятствует развитию промышленных городов и созданию современной промышленности, хищнически относится к природным ресурсам, препятствуют демократизации системы управления...

Тестовые задания к § 27—30  

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

   Первой реформой в японском традиционном обществе стала:
а) военная реформа; б) аграрная реформа; в) школьная реформа.
   Тайпины ставили своей задачей:
а) создать демократическую парламентскую республику европейского образца; б) создать государство на принципах уравнительства.
   Правление Ост-Индской компании в Индии было упразднено после:
а) парламентской реформы 1832 г. в Англии; б) Великого восстания 1857 г.; в) основания Индийского национального конгресса.

Задание № 2.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

«Опиумные войны» велись между Индией и Китаем (да; нет).
Сипаи — японское военное сословие (да; нет).
Бушмены — африканские племена (да; нет).

Задание № 3.

   По какому принципу образованы ряды?

Аграрная реформа, административная реформа, военная реформа, школьная реформа, судебная реформа.
   Реформы в Японии в период Мэйдзи.
Ангола, Либерия, Эфиопия.
   Африканские страны.
Ислам, синтоизм, конфуцианство, индуизм, буддизм.
   Виды религий.

Задание № 4.

Что является лишним в ряду?

Муцухито, Цыси, Теодорос II, Цзяочжоу.
Лакшми Бай, Тантия Топи, Хун Сюцюань, Кан Ювэй.

Задание № 5.

Соотнесите события и даты.

События

Даты

1) Основание ИНК

а) 1850—1864

2) Восстание тайпинов

б) 1894—1895

3) Великое восстание в Индии

в) 1900

4) Подавление восстания ихэтуаней

г) 1857—1859

5) Японско-китайская война

д) 1889

6) Принятие конституции в Японии

е) 1885

Ответ: 1 — Е, 2 — А, 3 — Г, 4 — В, 5 — Б, 6 — Д.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится