Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. Задания к § 19—23.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 8 класс.
«История Нового времени. 1800—1900». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. Задания к § 19—23.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

   Продолжите работу с контурной картой на с. 68 выпуска 1. Закрасьте территории, присоединённые к Германии в результате победы во Франко-прусской войне; отметьте границы Германской империи, созданной в 1871 г.

Внимание. На представленной ниже карте выполнено только текущее задание.

Задание № 2.

   В 1871 г. в Праге (Австро-Венгрия) вышел юмористический листок, в котором была напечатана карикатура «На седьмом небе!». На рисунке вы видите Бисмарка и Вильгельма I, ведущих диалог:
Бисмарк. Скажите, куда я должен границу ставить?
Вильгельм. Ставить? Никуда! Мы установим её на тележку и будем возить, куда хотим!
   Рассмотрите карикатуру и ответьте на вопрос: каков, с точки зрения автора, характер германской внешней политики?

   Не удивительно, что данная статья появилась в австрийской газете. В результате войн с Данией, Австрией, Францией и дипломатического давления на германские государства границы менялись стремительно, что позволило Пруссии в кратчайшие сроки создать Германскую империю. Германская внешняя политика в то время носила экспансионистский характер.

Задание № 3.

   Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.
Причины быстрого экономического развития Германской империи:
1) объединение немецких государств в единое государство;
2) отмена таможенных границ;
3) создание единой денежной единицы;
4) введение единой системы меры и веса;
5) большая экономическая помощь со стороны Англии;
6) присоединение богатых полезными ископаемыми Эльзаса и Лотарингии;
7) ограбление Франции (в Германию после победы в войне вывозилось оборудование промышленных предприятий), а также контрибуция в 5 млрд франков, выплаченная за 3 года;
8) государство на свои средства строило предприятия и передавало их частным фирмам;
9) успешное использование опыта других стран, внедрение самой передовой технологии, достижений науки и техники;
10) милитаризация промышленности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

Задание № 4.

   Составьте план «Новые черты в экономическом развитии Германии». При подготовке задания используйте текст § 19 учебника и приведённые ниже таблицы.

Основные показатели экономического развития Германии.

Годы

Выплавка стали (млн. т)

Год

Производство электроэнергии (млн. кВт.ч)

1870—1874

-

1901

1280

1885—1889

1,65

1904

2240

1900—1904

7,71

1907

3200

Распределение населения Германии по различным сферам деятельности.

Годы

Сельское хозяйство

Промыш-ленность

Торговля

Гос. служа-щие

Прислуга

1880

42,00%

35,00%

8,40%

6,60%

8,00%

1907

34,00%

39,70%

13,30%

7,00%

6,00%

1. создание крупных промышленно-финансовых корпораций;
2. развитие тяжелой промышленности;
3. развитие новых отраслей промышленности;
4. увеличение товарооборота;
5. незначительный рост бюрократического аппарата;
6. обезземеливание крестьян и укрупнение аграрных хозяйств;
7. увеличение доли населения, занятых в производстве и торговле.

Задание № 5.

   Заполните схему «Новый курс Бисмарка».

1. принятие рабочего законодательства;
2. страхование по болезни;
3. страхование от несчастного случая;
4. пенсионное обеспечение.

   Запишите причины перехода к «новому курсу».
1. создание из рабочего класса консервативно настроенного и лояльного к государству класса;
2. усиление авторитета государства среди населения.

Задание № 6.

  Продолжите фразу. Курс «мировой политики» Вильгельма II — это активные колониальные захваты и стремление к переделу сфер влияния.

Задание № 7.

  Английский политический деятель Дизраэли 2 сентября 1871 г. заявил, что «европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше всего пострадает от этого, — Англия».
Представьте себе, что сейчас 1900 г., вы английский журналист и вам надо написать статью о внешней политике Германии. Напишите её, использовав в начале или в конце работы высказывание Дизраэли.

  Германия, обладающая сильной и стремительно развивающейся экономикой, сконцентрировала чудовищную силу в самом центре Европы, не имея возможности к расширению собственной территории. Европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше всего пострадает от этого, — Англия.

Задание № 8.

   Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

Для экономического развития Великобритании на рубеже XIX—XX вв. были характерны следующие особенности:
1) замедление темпов экономического развития;
2) английские предприниматели и банкиры активно вывозили капиталы за границу;
3) страна по-прежнему сохраняла положение «мастерской мира»;
4) возникновение монополий привело к ослаблению конкурентной борьбы;
5) возникли крупные корпорации, особенно в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности;
6) продукты, производимые английскими фермерами, не могли выдержать конкуренцию с относительно дешёвыми продуктами питания, ввозимыми из колоний;
7) снизилась конкурентоспособность английских промышленных товаров;
8) на многих промышленных предприятиях страны устарело техническое оборудование;
9) Великобритания по-прежнему придерживалась традиции беспошлинной торговли;
10) фунт стерлингов являлся мировой валютой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Задание № 9.

   Продолжите фразы.
1. В последней трети XIX в. в Великобритании партию консерваторов поддерживали земельная аристократия и деятели англиканской церкви.
2. Партия либералов пользовалась поддержкой у части землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии.

Задание № 10.

   Историки, давая характеристику Дизраэли как политическому деятелю, часто называют его «отцом демократического торизма». Сам Дизраэли в письме к лорду Дерби утверждал, что главная задача лидеров Консервативной партии состоит в том, чтобы «поддерживать, сохранять аристократические порядки в стране».
   Подумайте и письменно ответьте на вопросы.
1. Что может означать термин «демократический торизм»?
2. Существует ли противоречие между этим термином и стремлением консерваторов «сохранять аристократические порядки в стране»?
3. Какими фактами можно подтвердить переход от традиционной политики тори к политике «демократического торизма»?

1. Консерватизм, признающий необходимость социальных реформ для предотвращения раскола общества и установления классового мира.
2. Да, существует, т.  к. консерватизм характеризуется приверженностью к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам.
3. Проведение избирательной реформы в 1867 году, уничтожившей часть «гнилых местечек», и ряд социальных реформ, улучшивших положение рабочего класса.

Задание № 11.

   После 1874 г. в палате общин впервые появились два рабочих представителя — Т. Барт и А. Макдональд. В 1879 г. Макдональд заявил, что консервативное правительство за пять лет сделало для рабочего класса больше, чем либералы за полстолетия.
Как вы думаете, что дало повод для такого заявления? Свою точку зрения подтвердите фактами. Ответ запишите.

   За время премьерства Б. Дизраэли в 1874—1879 гг. были приняты законы, легализовавшие тред-юнионы и давшие им право на судебную защиту и проведение стачек, а также проведены социальные реформы, улучшившие положение рабочего класса.

Задание № 12.

   Составьте план ответа «Мятежный остров» (с. 182—183 учебника).

а) кратко об истории завоевания Ирландии; б) внутриполитическое положение; в) состояние экономики; г) демографическая ситуация; д) аграрное движение и тактика бойкота; е) Ч.С. Парнелл; ж) борьба за гомруль; з) политика У. Гладстона в отношении Ирландии и реформы лейбористов.

Задание № 13.

  Объясните происхождение и значение термина «бойкот». Как вы думаете, при каких ещё обстоятельствах можно применять этот вид протеста?

   Термин «бойкот» возник от имени английского управляющего Ч. Бойкота, в отношении которого в 1880 году впервые ирландскими арендаторами была применена мера, предполагавшая полное прекращение отношений с данным лицом, отказ наниматься на работу и покупать продукцию. Данная мера широко применяется как вид общественного протеста, а также как способ давления в политике, дипломатии, экономике.

Задание № 14.

   Выпишите по указанным годам основные события из истории рабочего движения Великобритании. Подумайте, как они повлияли на внутреннюю и внешнюю политику правящих классов.

1889 г. Забастовка лондонских докеров. Активное рабочее движение подталкивало правительство к проведению социальных реформ.
1900 г. Создание Комитета рабочего представительства, целью которого было избрание представителей рабочих в парламент. Сглаживание социальных противоречий способствовало формированию представления, что благополучие страны связано с процветанием колоний.

Задание № 15.

   Заполните таблицу «Создание Британской империи».

Часть света

Страна

Год

Значение колонии для Великобритании

Азия

 

Непал

1860

Протекторат и укрепление позиций в регионе

Афганистан

1870

Белуджистан

1878

Бирма

1885

Природные ресурсы

Африка

Египет

1882

Контроль Суэцкого канала и укрепление позиций

Нигерия, Кения, Уганда, Сомали, Судан и др.

1880 — 1890 гг.

Природные ресурсы и укрепление позиций в регионе

Зулуленд

1887

Родезия

1888

Трансвааль и Оранжевая

1902

Примечание. Страны и территории, захваченные Англией до 1860 года, указаны в гл. 2 задание 28.

Задание № 16.

   Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из книги российского писателя Дионео «Английские силуэты» (начало XX в.)
Англичанин по преимуществу человек благоразумный, здравомыслящий и нравственный. Он сражается, чтобы поддержать торговлю, порядок на Земле и вообще ради человеческого блага. Если он завоёвывает какую-нибудь страну, то для того, чтобы дать ей возможность заработать деньги и познать Библию... «Отдай мне твою территорию, а я тебе дам Библию», — говорят англичане.
...Англия в конце концов великодушна.... Она легко прощает народам, которых победит. Прежде всего, она практична. Когда завоевание какой-либо страны завершено, Англия принимается устраивать её и даёт ей широкое самоуправление... делает всё, чтобы колония любила её.

   О какой стороне политики Великобритании говорится в приведённом отрывке?
Для укрепления положения в колониях англичане стремились благоустроить их, развивая экономику, инфраструктуру и самоуправление.

   Какие черты в политике Великобритании по отношении к завоёванным странам описывает автор?
Дальновидность, расчетливость, практичность, нравственность и великодушие.

   Согласны ли вы с мнением автора? Свою позицию аргументируйте.
Отчасти. Благоустройство колоний проводилось не ради человеческого блага, а исключительно ради собственных интересов. А крайнюю жестокость при конфликтах с местным населением трудно назвать «нравственным», к примеру, одними из первых англичане применили практику концлагерей по отношению к местному населению.

Задание № 17.

  Известный французский писатель Ш. Пеги писал, что в 1880-е гг. Франция изменилась гораздо больше, чем за период от завоевания Галлии Цезарем до 1870-х гг.
Найдите в учебнике (§ 21) факты, подтверждающие эту точку зрения, и выпишите их в тетрадь.

  Установление республиканского строя; закон о свободе печати и собраний; разрешена политическая пропаганда; закон, разрешавший свободную деятельность профсоюзов и забастовки; муниципальные советы получили право избирать мэра; государство стало светским;образована Рабочая партия; создание колониальной империи.

Задание № 18.

  Сравните экономическое развитие Франции и Германской империи. Вывод запишите. При подготовке задания используйте текст § 19, 21 учебника и приведённые ниже таблицы.

Основные показатели экономического развития Франции.

Годы

Выплавка стали (м. т)

Год

Производст-во электро-энергии

Годы

Темпы роста про-изводства

1870—1874

0,54

1901

340

1873—1913

в 1,6 раза

1885—1889

1,7

1904

475

 

 

1900—1904

4,09

 

 

 

 

Распределение населения Франции по основным сферам деятельности.

Год

Сельское хозяйство

Промыш-ленность

Торговля

Свободные профессии

Управление

1859

48,50%

30,70%

7,70%

1,80%

11,30%

1900

45,10%

33,40%

6,70%

3,00%

11,80%

   В Германии отмечался рост всех отраслей промышленности, в том числе и новых (энергетика, химическая), что определило более высокие темпы роста и увеличение товарооборота в торговле. Во Франции отмечается лишь значительный рост тяжелой промышленности на фоне малого роста других отраслей, о чем говорят небольшой темп роста производства, незначительное увеличение доли населения, занятого в промышленности и малый товарооборот. По отличие от Германии Франция осталась преимущественно аграрной страной с большим бюрократическим аппаратом.

Задание № 19.

  В одном из парижских журналов в 1900 г. было опубликовано интервью, которое дал министр сельского хозяйства. Среди многих вопросов был и такой: «Господин министр, чем Вы можете объяснить, что Франция, уничтожившая феодальное землевладение ещё в годы Великой революции, давшая возможность крестьянам приобрести землю в собственность (в этом она опередила другие европейские страны), имеет сельское хозяйство, состояние которого тормозит развитие промышленности?»
  Напишите свой вариант ответа, который дал министр на этот вопрос.

  Главная проблема видится в том, что основная масса крестьянских хозяйств имеет незначительные по размерам наделы, доходность которых не позволяет покупать современную сельскохозяйственную технику и удобрения, что определяет низкую урожайность.

Задание № 20.

   Какие события политической истории Франции конца XVIII—XIX в. оказали наибольшее влияние на окончательное установление в стране республиканского устройства? Составьте логическую цепочку этих событий.

Великая французская революция 1789—1799
Июльская революция 1830 года
Революция 1848 года и Вторая реcпублика
Парижская коммуна 1871 года

Задание № 21.

   Выберите правильный ответ.
В конце XIX в. Франция была государством с: а) однопартийной системой; б) двухпартийной системой; в) многопартийной системой.

Задание № 22.

Перечислите демократические реформы, проведённые во Франции в период Третьей республики.

   Изменения гимна и символики; почитание достижений французской революции; свобода печати и собраний; разрешена политическая пропаганда; свобода деятельности профсоюзов; разрешены забастовки; реформа местного самоуправления; отделение церкви от государства; школьная реформа и государственная система образования.

Задание № 23.

   Согласны ли вы с авторами учебника в оценке дела Дрейфуса: «Вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция»?
   Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

  В целом мое отношение к событию такое же. Дело Дрейфуса выявило многие противоречия французского общества. И если закрытость военных, их нежелание выносить сор из избы, кажутся еще приемлемыми, то шовинистические настроения, нашедшие отражение в выборе «нужного» обвиняемого и еврейских погромах, и необъективность и предвзятость правосудия ложатся пятном на всю Францию.

Задание № 24.

   Представьте себе урок истории в немецкой и во французской школе на одну и ту же тему: «Франко-прусская война и её историческое значение». Действие происходит в 1900 г. Запишите рассказы учителей в тетрадь.

Рассказ немецкого учителя

Историческое значение франко-прусской войны в том, что она позволила завершить объединение Германии и вернуть ей древние владения Св. Рим. Империи.

Рассказ французского учителя

Историческое значение франко-прусской войны в том, что Франция получила сильного и непримиримого врага, отнявшего ее национальные территории.

Общее в рассказах учителей: Соседнее государство представляет для нас источник постоянной угрозы и мы должны быть готовы к новой войне.

Задание № 25.

   Объясните термины.
Радикал — сторонник крайних, коренных, решительных преобразований, мероприятий, действий, взглядов.
Коррупция — подкуп, продажность должностных лиц и политических деятелей.
Атташе — сотрудник посольства, специалист в определенном круге вопросов, например, военный, морской, торговый и т.п.

Задание № 26.

Заполните схему.

 

 

Трудности, с которыми столкнулась Италия после объединения страны.

1. большой внешний долг

2. расходы на армию и флот

3. отсутствие тяж. промышленности

4. феод. отношения в деревне

5. неграмотность населения

6. абсолютизм

7. господство католической церкви

Задание № 27.

   Выберите правильный ответ.
После объединения Италия формировалась как: а) республика; б) неограниченная монархия; в) конституционная монархия.

Задание № 28.

Русский историк Н. Н. Кареев в начале XX в. написал об Италии: «Народ был беден до объединения и остался бедным после объединения».
Как вы думаете, на основании каких процессов в развитии Италии Н. Н. Кареев мог сделать такой вывод? Прочитайте текст § 22 учебника. Обоснуйте свою точку зрения, подтвердив её необходимыми фактами.

  Подобный вывод можно сделать на основании: а) усилившегося процесса обезземеливания и последующего разорения крестьян, составлявших основную часть населения страны; б) тяжелые условия жизни и труда; в) низкий уровень доходов; г) значительный рост эмиграции.

Задание № 29.

   Продолжите фразу.
Особенность индустриализации в Италии проявлялась в активном вмешательстве государства в экономику и создании государственного сектора экономики.

Задание № 30.

Как вы понимаете девиз итальянского правительства и промышленных корпораций: «Курс на мирное экономическое проникновение»?

   При слабом внутреннем рынке и не имея возможности расширить рынки сбыта за счет колоний, предполагалось за счет финансовых вложений в местную экономику и поставок товаров «проникнуть» в страны Восточного Средиземноморья.

Задание № 31.

Заполните таблицу «Колониальные захваты Италии».

Годы

Участники войны

Характер войны

Ее результат

1885

нет

территория куплена

образована Итальянская Эритрея

888

нет

территория куплена

образовано Итальянское Сомали

1895 — 1896

Италия, Эфиопия

захватническая

Италия признала независимость Эфиопии и выплатила контрибуцию

1901

Италия, Китай (ихэтуани)

захватническая

часть Тяньцзиня

Задание № 32.

Представьте себе, что вы журналист, берущий интервью у Бисмарка, Дизраэли и Умберто I. Вопрос для всех один — коротко изложить программу внешней политики своего правительства.
Запишите ответы, которые вы получите.
О. Бисмарк: Германия должна сосредоточить усилия на укреплении позиций в Европе и системой союзов обеспечить собственную безопасность.
Б. Дизраэли: Необходимо расширять колониальные владения и, разжигая конфликты между другими государствами, препятствовать их усилению.
Умберто I: Стремление к захвату «ничейных» земель в Средиземноморье и Восточной Африке.

Задание № 33.

Один из разделов § 23 авторы назвали «Мир вчерашнего дня». Как вы понимаете это название применительно к Австрийской империи?

   Австрия первой половины XIX века носила черты, характерные государствам Средневековья. Тогда как другие страны шли по пути реформ, все силы Австрии были направлены на сохранение старых порядков.

Задание № 34.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтёте высказывание.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ.

Что оно означало применительно к Австрийской империи?
  Пытаясь не допустить консолидации революционных сил в их борьбе против австрийской монархии, правители Австрии всячески разжигали межнациональную рознь между народами империи, что приводило к ослаблению революционного движения.

Помогло ли это правящим кругам общества решить проблему управления империей? Свой ответ подтвердите фактами.
   До определенной поры эта мера помогала, но австро-венгерское соглашение усилило национальные конфликты, вынудив правительство проводить политику постоянных уступок.

Задание № 35.

Какие важные события произошли в Австрийской империи в:
1848 г — революции в Вене, Чехии, Венгрии и принятие конституции.
1867 г. — образование Австро-Венгерской империи — двуединой монархии.

Задание № 36.

Выберите правильный ответ.
   «Лоскутной империей» в Европе называли: а) Великобританию; б) Италию; в) Россию; г) Австро-Венгрию; д) Германию.

Задание № 37.

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочтёте название одной из известных европейских правящих династий. Напишите, каким государством она правила.

1. Одно из европейских государств, входивших в состав Австрийской империи. 2. Европейский регион, где в конце XIX в. Австро-Венгрия настойчиво усиливала своё влияние. 3. Вид крестьянской повинности, сохранившейся в Австрийской империи в середине XIX в. 4. Название территории на Балканах, на которую Австро-Венгрия в 1878 г. получила право управления. 5. Один из балканских народов, входивших в состав Австро-Венгрии. 6. Один из венгерских городов, вошедших в состав Будапешта. 7. Государство, претендовавшее, как и Австро-Венгрия, на руководящую роль в объединении Германии. 8. Поэт и мыслитель, чьи произведения в середине XIX в. были запрещены в Австрийской империи. 9. Австрийский канцлер, конец власти которого положила революция 1848 г.

   Ответы: 1. Венгрия. 2. Балканы. 3. Барщина. 4. Босния. 5. Сербы. 6. Буда. 7. Пруссия. 8. Гете. 9. Меттерних.
   Габсбурги правили Автро-Венгрией.

Тестовые задания к § 19—23  

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

   Битва при Седане привела к падению Второй империи во Франции в:
а) 1893 г.; б) 1870 г.; в) 1878 г.
   Какое событие произошло в Германской империи, когда её канцлером был Бисмарк?
а) принят «Исключительный закон против социалистов»; б) создана Лейбористская партия; в) принят закон о гомруле; г) захват Ливии.
   Шовинизм — это:
а) одно из религиозных течений в протестантизме; б) крайняя агрессивная форма национализма; в) движение ирландских крестьян-арендаторов за проведение земельной реформы.

Задание № 2.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

Развитие отечественной промышленности во Франции тормозилось низкой покупательной способностью крестьян (да; нет).
В Германии Бисмарка называли «человек больших неожиданностей» (да; нет).
Б. Дизраэли проводил реформы во имя «классового мира» (да; нет).

Задание № 3.

Соотнесите события и даты.

События

Даты

1) Принятие конституции Германской империи

а) 1875 г.

2) Королева Виктория стала императрицей Индии

б) 1871 г.

3) Принятие конституции Третьей республики во Франции

в) 1895 г.

4) Начало войны Италии против Абиссинии

г) 1876 г.

Ответ: 1 — Б; 2 — Г; 3 — А; 4 — В.

Задание № 4.

По какому принципу образованы ряды?

   В. Либкнехт, А. Бебель, Ж. Гед, П. Лафарг.
Политические деятели, лидеры рабочего движения.
   Вильгельм I, О. Бисмарк, Б. Дизраэли, У. Гладстон.
Правители западноевропейских государств.
   Крупп, Сименс, Родс, Аньелли.
Крупные западноевропейские промышленники.

Задание № 5.

Замените пропуски.

Германия вынудила китайское императорское правительство передать ей в аренду на 99 лет провинцию Шаньдунь.
Движение за гомруль в Ирландии проходило под лозунгом «Земля Ирландии — ирландскому народу».

Задание № 6.

Сгруппируйте по определённым признакам.

   Седан, картель, Мец, синдикат.
Седан и Мец — места капитуляции французов во франко-прусской войне.
Картель и синдикат — формы монополистического объединения.
   Рейхстаг, Париж, парламент, Лондон, законодательное собрание, Рим
Рейхстаг, парламент, законодательное собрание — представительные и законодательные органы стран.
Париж, Лондон, Рим — столицы западноевропейских стран.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится