Глава IV. Две Америки. Задания к § 24—26.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 8 класс.
«История Нового времени. 1800—1900». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава IV. Две Америки. Задания к § 24—26.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

  В 1868 г. правительство США приняло решение издать новую карту страны. Подумайте, почему именно в 1868 г. возникла такая необходимость.
  Представьте, что вы картограф и получили от правительства заказ создать карту с учётом всех территориальных изменений; при этом карта должна отразить постепенное увеличение территории страны.
   Выполните задание, используя контурную карту на с. 22.

   В 1868 году было завершено формирование территории государства за счет сопредельных земель.

Задание № 2.

Запишите особенности промышленной революции в США.

а) использование европейских технологий, капитала и квалифицированных рабочих; б) развитие речного и железнодорожного транспорта; в) недостаток (текучесть) рабочей силы.

Задание № 3.

Как вы понимаете слова: «Человек, у которого нет хозяина»? Свой ответ оформите в виде письма, написанного в 1851 г. фермером своему другу, живущему в городе.

  Дорогой друг. Настоятельно советую тебе перебраться на Запад и стать фермером, только в этом случае ты будешь сам себе хозяином, владеть имуществом, трудиться на самого себя и распоряжаться собственным продуктом и капиталом, тогда как в городе чаще приходится трудиться на хозяина за плату.

Задание № 4.

Выберите правильный ответ.
   Плантационное рабство — это: а) одна из форм капиталистического хозяйства, когда на плантациях используется труд рабов, а продукт труда поступает для продажи на рынок; б) пережиток рабовладельческих отношений: белые плантаторы-рабовладельцы заставляли работать на плантациях негров-рабов, а продукт труда использовался в хозяйстве плантатора; в) система закабаления индейцев, принуждаемых трудиться на плантациях.

Задание № 5.

   В чарлстоунской газете (штат Южная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было прочитать такое объявление:
«Рабы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:
Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить, и её четверо детей — мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, девочка 5 лет, умеющая шить, и девочка около 4 лет.
Вторая семья — молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гладить, и её дочь 14 лет, привыкшая к домашней работе.
Молодая женщина — домашняя прислуга и двое мальчиков, один 3 лет, другой 4 месяцев.
Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.
Три молодые женщины 18, 19. и 21 года, все три привыкшие к домашней работе.
Девушка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.
Двое мужчин — один хороший кучер, другой — официант.
Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19».
Проанализируйте документ и текст учебника (с. 214—216), рассмотрите рисунок на с. 215 и ответьте на вопросы: что такое расизм? Как он проявлялся в повседневной жизни США?

  Реакционная, антинаучная теория и основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой. В повседневной жизни расизм проявлялся в рабстве, сегрегации и нарушении прав.

Задание № 6.

   Объясните выражения.
«Золотая лихорадка» — неорганизованная массовая добыча золота на новых месторождениях, характеризующаяся стихийным наплывом старателей.
«Земельная лихорадка» — стихийный массовый поток переселенцев на Запад США с целью захвата свободных земель.
«Чёрный пояс» — южные районы США, где использовался труд рабов.

Задание № 7.

  Проанализируйте приведённые ниже документы и материалы учебника (с. 216), сформулируйте жизненные принципы и личностные качества Дж. Брауна.
   Последняя речь Дж. Брауна 2 ноября 1859 г.
«Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю всё, кроме того, в чём признался, т. е. моего намерения освободить негров. Я хотел осуществить это мирным путём, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришёл в Миссури, вывел оттуда рабов без единого ружья, провёл их через всю страну и оставил в Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в большем масштабе. Это всё, что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества...
Библия учит меня, что я не должен делать людям того, чего я не хочу, чтобы люди делали мне. Далее, она учит меня «помнить тех, кто в оковах, как будто бы и ты закован с ними». Я пытался действовать согласно этому учению... Я верю, что мои действия... были правильными».
   Французский поэт О. Барбье посвятил Дж. Брауну такие строки:

...А там, в Америке, на чёрный эшафот
Стопой недрогнувшей седой старик идёт,
Чтоб жизнь свою отдать за светлую идею!
И не за свой народ он проливает кровь,
Не за свою страну берёт оружье в руки —
И сыновей своих благословил на муки
За племя горькое бесправных бедняков.

   Брауна можно охарактеризовать как человека справедливого, нравственного, бескорыстного, верующего, умеющего сострадать чужой беде и убежденного в своей правоте.

Задание № 8.

   Отметьте, какие из перечисленных ниже противоречий явились причинами Гражданской войны между Севером и Югом. Перенумеруйте их в зависимости от значимости.
1. Стремление плантаторов Юга добиться от правительства отмены запрещения ввозить в страну негров-рабов.
2. Различия в культуре Юга и Севера — всё белое население Юга (и бедные, и богатые) сплачивалось, чтобы защитить южный стиль жизни от «наёмного рабства». (1)
3. Религиозное движение на Севере, направленное против «зла рабства в южных штатах».
4. Стремление правящих кругов южных штатов выйти из федерации и создать своё независимое государство. (3)
5. Стремление правящих кругов Севера восстановить духовное национальное единство.
6. Стремление правительства в Вашингтоне сохранить республику. (2)
7. Избрание президентом А. Линкольна. (4)

Задание № 9.

   Укажите даты.
Избрание президентом А. Линкольна — 1860 год (победа на выборах).
Гражданская война между Севером и Югом — 1861 — 1865.
Закон о гомстедах — 20 мая 1862 года.
Закон об отмене рабства — 1 января 1863 года.
Убийство Авраама Линкольна — 14 апреля 1865 года.

Задание № 10.

   Составьте план ответа «Причины победы Севера в Гражданской войне и историческое значение этой победы».

1. Экономика северных и южных штатов перед войной;
2. Состояние армий северян и южан;
3. Законодательные меры правительства северян;
4. Затяжной характер войны;
5. Значение гражданской войны.

Задание № 11.

Объясните термины.
Аболиционизм — движение за отмену рабства негров.
Реконструкция — коренное переустройство чего-либо с целью улучшения или организации по совершенно новым принципам.

Задание № 12.

Рассмотрите рисунок американского художника. Когда он мог быть создан? О чём хотел сказать автор? Придумайте название к рисунку.

  «Удав для свободы». Если предположить, что перед удавом изображен голубь, то можно допустить следующее. Голубь всегда олицетворял мир, а белая женщина на заднем плане, скорее всего, — «белая» Америка. Ку-Клукс-Клан, изображенный в виде удава с раскрытой на голубя пастью, — угроза для внутреннего мира «белой» Америки и страны в целом. Рисунок мог быть создан во второй половине XIX века.

Задание № 13.

   Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.
Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны:
1) США обладали обширной территорией и природными богатствами;
2) в стране сложился единый внутренний рынок;
3) на политическую жизнь США влияла двухпартийная система;
4) отсутствие угрозы для безопасности страны со стороны более сильных соседей;
5) США располагали рабочей силой высокой квалификации;
6) текучесть рабочей силы — уход рабочих на свободные земли — заставляла предпринимателей применять передовую технику;
7) высокий уровень развития науки;
8) достаточно высокий уровень общего и технического образования;
9) характерное для американцев трудолюбие и уважение к труду;
10) быстрое расслоение фермерства в конце XIX в.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

Задание № 14.

Заполните пропуски.
   Особого успеха американская экономика достигла в XX в.
 Укрепление позиций монополий означало вступление американского капитализма в стадию империализма. Ведущая роль в экономике страны принадлежала трестам, которые давали половину всей промышленной продукции страны. В то же время в промышленности, торговле и сфере услуг сохранилось много мелких и средних предприятий, конкурировавших с трестами. Свободная конкуренция и определила успех американской экономики. Понимало это и государство. В 1890 г. Конгресс принял антитрестовский закон Шермана, объявлявший вне закона любую монополию.
  Закон отвечал интересам средних американцев, которые шутили, что тресты встречают их у колыбели и провожают до могилы.

Задание № 15.

   Продолжите фразы.
Республиканская партия в США пользовалась поддержкой предпринимателей, фермеров и рабочих.
Демократическая партия опиралась на крупных землевладельцев Юга.

Задание № 16.

В США говорили, что «победа на выборах — гонг к обеду». Как вы понимаете это высказывание? На чём оно было основано? Свою точку зрения подтвердите известными вам фактами.

   Все должностные посты в стране распределялись по итогам выборов, дававшие их обладателям, помимо хорошего жалования, возможность использовать служебное положение в личных целях. Занятие должности означало хороший материальный достаток его обладателя. Недаром в народе место чиновника называлось «теплым местечком».

Задание № 17.

Представьте себе, что вы нью-йоркский журналист, посетивший индейскую резервацию с заданием написать репортаж об окончательном «решении» индейского вопроса. Напишите небольшую статью. Используйте материал § 24 учебника, дополнительную литературу и известные вам кинофильмы.

   Создав резервации, правительство Америки решило изолировать индейцев от американцев, нежели их ассимилировать и, тем самым, окончательно решить индейский вопрос, поселив племена на отведенных им территориях и предоставив возможность заниматься земледелием. Но, к сожалению, они не имеют склонности к занятию этой деятельностью и причиной этому многовековой уклад жизни индейцев.

Задание № 18.

   Выберите правильный ответ.
Сегрегация — это: а) место, отведённое индейцам для постоянного жительства; б) раздельное существование негров и белых; в) правление немногих; г) обводнение засушливых земель.

Задание № 19.

   Какие события соответствуют указанным датам?
1 мая 1886 г. — забастовка в Чикаго с участием 350 тыс. рабочих.
1894 г. — первый понедельник сентября объявлен конгрессом Днем труда.

Задание № 20.

   Напишите, когда появились эти понятия и что они означают.
Доктрина Монро — 1823 год. «Америка для американцев». Американский континент провозглашался закрытым для вмешательства европейских держав.
Доктрина открытых дверей — 1899 год. Предоставление равных возможностей для европейских держав и США в Китае для свободной торговли и проникновения капитала.

Задание № 21.

Один из американских журналов объявил среди своих читателей конкурс на лучшую статью под названием «Закон Шермана: кому это выгодно». Примите участие в этом конкурсе, напишите статью.

   Американцы шутят, что тресты встречают их в колыбели и провожают до могилы. Куда не кинь взора или не ступи шага, тресты поджидают нас везде: в булочной, в кинотеатре, в магазинах. Мы путешествуем на поездах, спим на кроватях, едим продукты одного производителя и забываем главный принцип американской жизни — свободу. Монополия трестов душит свободную конкуренцию и разоряет мелкого и среднего производителя, в интересах которого любая монополия должна быть запрещена.

Задание № 22.

Выпишите в хронологической последовательности факты, подтверждающие слова: «Мы начали овладевать континентом».

1803 — покупка Луизианы, 1812 — присоединение Флориды, 1845 — захват Техаса, 1846 — присоединение Орегона, 1848 — 1853 — захват Новой Мексики и Калифорнии, 1867 — покупка Аляски, 1885 — 1895 — вооруженная интервенция и установление контроля над центрально-американскими странами, 1898 — захват Пуэрто-Рико и контроль над Кубой.

Задание № 23.

   Прочитайте отрывки из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из книги Л. Стефенсона «Позор городов» (1904).
...Едва ли найдётся какой-либо пост в США, начиная от сенатора и кончая членом сельского муниципалитета, на который не избирался бы бизнесмен...
  Ибо политика — это бизнес. В этом всё дело. И так обстоит оно у нас везде: в искусстве, в литературе, в религии, в журналистике, в медицине — всё является бизнесом... Наш политик — это бизнесмен в своей области деятельности. Когда какой-нибудь бизнесмен постигает тайну политического бизнеса, он становится политиком, и политиком, мало склонным к преобразованиям... Сенат Соединённых Штатов служит тому примером.
   В коммерции же царит дух наживы, а не патриотизма, кредита, а не чести, личной выгоды, а не национального процветания, торгашества и приспособленчества, а не принципиальности. «Мой бизнес дело святое, — думает про себя бизнесмен, — и всё, что помогает ему, хорошо, всё, что ему мешает, плохо». Девиз «Бизнес есть бизнес» сам по себе не относится к политике, однако наши политики действуют, сообразуясь именно с ним. С соответствующей меркой подходят они и к вопросу о взятке... «Оно, может быть, и дурно, — рассуждают они, — но ведь если богатый делец ради своей выгоды и с целью увеличить своё богатство хочет иметь дело со мной, то ведь и я могу позволить себе, чтобы обеспечить себя средствами к жизни, пойти ему навстречу. Я не претендую на добродетель даже по воскресеньям».

Какой главной проблеме посвящён приведённый фрагмент книги?
  Проблеме, когда главными в обществе становятся дух наживы и торгашества, стремление к стяжательству и личной выгоде, и проблеме коррупции в частности.

Какие явления в политической жизни США возникли в конце XIX в.?
  Явления коррупции и сращивания промышленно-финансового капитала с государственной властью.

Можно ли считать данные явления политической жизни характерными только для США, или они типичны также и для других европейских стран этой эпохи?
  Эти явления характерны и для других государств, о чем может свидетельствовать панамская афера во Франции и др. примеры.

Задание № 24.

   Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клетках прочтёте понятие. Раскройте его сущность.

1. Руководитель АФТ. 2. Командующий армией северян в годы Гражданской войны в США. 3. Должностное лицо, выполняющее административные и отдельные судебные функции. 4. Территория для насильственного поселения коренного населения. 5. Правление немногих. 6. Участок земли, предоставляемый переселенцам на незаселённых землях в США. 7. Союзное государство, состоящее из государственных образований, пользующихся определённой юридической самостоятельностью; союз обществ или организаций. 8. Автор доктрины «Америка для американцев». 9. Одна из форм объединения предприятий, распространённая в США.

   Ответы: 1. Гомперс. 2. Грант. 3. Шериф. 4. Резервация. 5. Олигархия. 6. Гомстед. 7. Федерация. 8. Монро. 9. Трест.
  Президент — избираемый на определенный срок глава государства, а также руководитель общества, организации или учреждения.

Задание № 25.

Заполните схему.

 

 

 

Причины национально-освободительного движения в Латинской Америке

1. запретительные меры в экономике

2. дискриминация местного населения

3. рост национального самосознания

4. влияние идей франц. революции

Задание № 26.

   Прочитайте извлечение из речи С. Боливара (1819). Какие идеи эпохи Просвещения отражены в ней?
«Бессменное пребывание у власти одного и того же лица знаменовало конец демократических правлений. Регулярно осуществляемые выборы являются основой народных режимов, ибо ничто не таит в себе столько опасностей, как длительное пользование властью одним и тем же Гражданином. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает повелевать, что порождает узурпацию и тиранию».
«...Будучи рьяной поборницей всего самого полезного, самого справедливого... Венесуэла, отделившись от Испании, завоевала свою Независимость, свою Свободу, своё Равенство, свой национальный Суверенитет. Утвердившись в качестве Демократической Республики, она покончила с монархией, социальными различиями... привилегиями, провозгласила права Человека, Свободу действия, мысли, устного и письменного слова».
«...Природа награждает людей неодинаково, если иметь в виду ум, темперамент, силу и характер. Законы исправляют это различие, предоставляя индивидууму место в обществе, чтобы образование, ремесло, искусство, служба и умение дали бы ему подлинное равенство, называемое политическим и социальным».

   Человек, как высшая ценность общества, должен быть независим и свободен в своих действиях и мыслях. Все люди равны между собой и задача государства — обеспечить подлинное равенство.

Задание № 27.

   Представьте себе, что вы журналист, имеющий твёрдые демократические убеждения и представляющий одну из нью-йоркских газет. Вам необходимо взять интервью у Боливара. Как бы вы прокомментировали его ответы?
1. Господин Боливар, на чью поддержку вы опираетесь?
Ответ Боливара: на поддержку широких слоев населения от креолов до рабов.
Комментарии: главное условие успеха — поддержка крестьян, рабов, индейцев.
2. Что вам удалось сделать для народов Латинской Америки?
Ответ Боливара: независимость — то благо, которого мы достигли.
Комментарии: независимость дала возможность дальнейшего прогрессивного развития Латинской Америки.
3. Как вы представляете идеальное государственное устройство?
Ответ Боливара: демократическая республика
Комментарии: только республиканский строй дает возможность к подлинному равноправию людей.
4. Какие задачи вы ставите в области внешней политики?
Ответ Боливара: создание конфедерации латиноамериканских стран.
Комментарии: конфедеративное устройство возможно лишь при значительном идейном и духовном единстве народов.
5. Как вы думаете, какие чувства испытывает к вам народ?
Ответ Боливара: надеюсь, уважение.
Комментарии: с годами популярность падала из-за разочарования в недостижимости идей, провозглашенных Боливаром.

Задание № 28.

Как вы думаете, почему именно в Латинской Америке стало возможно такое явление, как каудильизм?

  На момент обретения независимости и установления республиканского строя страны Латинской Америки не имели традиций демократического устройства общества. Система отношений между людьми строилась на жесткой иерархии. Были сильны патриархальный уклад и традиционные связи, значение которых было важнее закона и принципов подлинной демократии.

  Примечание. Говоря более простыми словами, для свободы необходимо созреть. Если в Европе общественное устройство развивалось постепенно, переходя из одной стадии в другую, то Латинская Америка в свободу шагнула сразу из Средневековья. Характерный пример, что бывает в случаях быстрой либерализации и «переизбытка» свободы, представляет и современная Россия, где законность и порядок играют не самую главную роль.

Задание № 29.

Объясните название раздела «Латино-американский „плавильный котёл“».

  В силу исторических причин на территории Латинской Америки проживали представители множества народов. Смешиваясь между собой в пределах образовавшихся государств, они положили начало формированию латиноамериканских наций.

Задание № 30.

Знаком «+» или «—» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.
   После завершения национально-освободительного движения в Латинской Америке сохранились явления, мешавшие быстрому экономическому развитию молодых независимых государств:
1) длительные войны с целью территориальных захватов;
2) политическая нестабильность, выражавшаяся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств;
3) господство диктаторских режимов;
4) долгий путь создания национальных государств;
5) сильное влияние католической религии на повседневную жизнь населения латиноамериканских государств;
6) существование феодальных и дофеодальных отношений;
7) узость внутреннего рынка, вызванная нищетой большинства населения;
8) существование рабства;
9) жесткая иерархия, соблюдавшаяся в отношениях между людьми;
10) бедность населения, постоянно порождающая крестьянские восстания, выступления рабочих, революции.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

Задание № 31.

   На контурной карте на с. 37 красными кружками отметьте крупнейшие центры освободительного движения; синими стрелками проложите путь освободительной армии С. Боливара (1812—1825 гг.); зелёным цветом нанесите границы независимых государств; укажите названия государств и годы установления их независимости; чёрным цветом отметьте территории, оставшиеся под властью Испании.

Задание № 32.

   Объясните термины.
Каудильо — вождь, влиятельный политический деятель в странах Латинской Америки.
Каудильизм — диктаторская власть в странах Латинской Америки, устанавливаемая небольшой группой господствующих слоев населения.
Авторитарный режим — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом или узким кругом лиц при минимальном участии населения.
Гаучо — социальная группа в Аргентине и Уругвае, образовавшаяся от браков испанцев с местными индейскими женщинами и занимавшаяся преимущественно скотоводством (аналог ковбоя).

Тестовые задания к § 24—26  

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

   Американский политический деятель, выдвинувший формулу «Америка для американцев»:
а) Гомперс; б) Линкольн; в) Монро.
   Республиканская партия в США была создана в:
а) 1828 г.; б) 1854 г.; в) 1860 г.; г) 1865 г.
   Президентская республика — это:
а) республиканская форма правления, при которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту; б) республиканская форма правления, при которой президент объединяет в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.

 Примечание. Согласно конституции США, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду.

Задание № 2.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

Дж. Браун поднял восстание против системы рабовладения в США по религиозным убеждениям (да; нет).
Наиболее распространённой формой монополий в США в конце XIX в. являлись синдикаты (да; нет).
Власть С. Боливара опиралась на широкие слои населения (да; нет).
Р. Ли в годы Гражданской войны в США являлся военачальником южан (да; нет).

Задание № 3.

Соотнесите события и даты.

События

Даты

1) Покупка США Аляски у России

а) 1863 г.

2) Восстание Джона Брауна

б) 1867 г.

3) Избрание А. Линкольна президентом США

в) 1859 г.

4) Гражданская война в США

г) 1861—1865

5) Закон о гомстедах

д) 1860 г.

6) Поправка к конституции США, навсегда запрещающая рабство в стране

е) 1862 г.

7) Президентская прокламация об отмене рабства

ж) 1865 г.

Ответы: 1 — Б, 2 — В, 3 — Д, 4 — Г, 5 — Е, 6 — А, 7 — Ж.

Задание № 4.

   По какому принципу образованы ряды?
Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили.
   Государства Латинской Америки.
Гавайские о-ва, о. Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины.
   Колонии Соединенных Штатов Америки.

Задание № 5.

Заполните пропуски.

   Влияние социалистических идей в США в отличие от Европы было незначительным. Основная задача — экономическая борьба и отказ от борьбы политической.
   Когда А. Линкольн стал президентом, перед ним стояло множество нерешённых проблем: рабство, сегрегация, сепаратизм южных штатов, заселение западных территорий, внешняя торговля.

Задание № 6.

Сгруппируйте по определённым признакам.

Дж. Рокфеллер, Т. Эдисон, Дж. П. Морган, А. Белл, С. Морзе.
   Дж. Рокфеллер, Дж. П. Морган — представители американской олигархии.
   Т. Эдисон, А. Белл, С. Морзе — американские изобретатели.
Президентская республика, авторитарный режим, каудильо, президент, демократия, диктатура.
   Президентская республика, президент, демократия — черты государственного устройства США.
   Авторитарный режим, каудильо, диктатура — черты государственного устройства в Латинской Америке.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится