§ 6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Готовая домашняя работа по истории России для 8 класса.
«История России. XIX век». Данилов А. А., Косулина Л. Г.
Задания к § 6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы

Сдерживали реформы

- Социально-патриотический подъем и общее ожидание перемен
- Влияние европейского свободомыслия и револю-ционных идей
- Прогрессивный настрой широких слоев русского общества
-Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законам

- Консервативные слои дворянства и чиновничес-тва
- Нерешительность и непоследовательность Алек-сандра I
- Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны
- Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза)

Задание № 2.

Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

 «Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич.

  «Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению — это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор.

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции.

Задание № 3.

Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Прогрессивные

Реакционные

1815 — польская конституция
1816 — освобождение крестьян Эстляндии
1817 — в Лифляндии
1819 — в Курляндии

1815 — запрещение крестьянам обращаться в суд («отыскивать вольность»)
1816 — военные поселения
1817 — усиление религиозного влияния в образо-вании
1821 — введение тайной полиции
1821 — усиление контроля и цензуры за деятель-ностью университетов
1822 — восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь
1822 — указ о запрете тайных обществ
1823 — указ, подтверждающий право дворян вла-деть крепостными крестьянами

Задание № 4.

Объясните значение понятий.

Конституция — основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Гражданские свободы (права) — права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.
«Уставная грамота Российской империи» — проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.
Мистицизм - в широком смысле — признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
Орден иезуитов — мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством.
Возрастной ценз — обусловленное возрастом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению какой-либо деятельности или определенных гражданских и политических прав.

Задание № 5.

Укажите правильный ответ.
Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король (см. примечание);
б) русский царь;
в) российский генерал-губернатор;
г) наместник русского царя.

*примечание. Русские цари (Александр I и Николай I) короновались польскими королями. Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи.

Задание № 6.

Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи».

Прогрессивные черты

Консервативные черты

- Принцип разделения власти
- Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах
- Утверждение сеймом бюджета и законов
- Выборность представительской и судебной властей
- Предоставление избирательного права
- Предоставление гражданских свобод
- Свобода печати
- Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

- Суверенитет императорской власти
- Исключительное право законодательной инициа-тивы и право вето у императора
- Вся полнота исполнительной власти в руках им-ператора
- Имущественный избирательный ценз, что пред-определяло состав сейма
- Предоставление избирательных прав и гражданс-ких свобод только представителям свободных сословий
- Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание № 7.

Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I».

Прогрессивные перемены

Консервативные меры

- Реформирование административного аппарата государственной власти
- Реформа народного образования
- Польская конституция
- Освобождение крестьян в Прибалтике

- Усиление крепостного права
- Усиление реакционной политики
- Создание тайной полиции и цензуры
- Усиление влияния церкви на образование
- Военные поселения
- Упадок боеспособности армии и флота

Задание № 8.

Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада.

  План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти, 2) Характеристика, 3) Характеристика царствования, 4) Заключение.
   Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера.
  По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству.
  Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия.
 Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.»

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится