§ 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Готовая домашняя работа по истории России для 8 класса.
«История России. XIX век». Данилов А. А., Косулина Л. Г.
Задания к § 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

   1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка.
 Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

Задание № 2.

Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

   План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

Задание № 3.

Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

   Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Задание № 4.

Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

- Осуществить разделение влас-тей на законодательную, испол-нительную и судебную
- Создать систему представитель-ских учреждений
- Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти
- Выборность судебной власти на местах
- Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами
- Монарх сохранял верховную власть

- Децентрализация власти
- Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов
- Предоставление гражданских прав всему населению
- Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

 

- Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы
- Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью
- Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях
- Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права
- Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5.

Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

Задание № 6.

Выберите правильный ответ.
По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией;        в) парламентской монархией;
б) конституционной монархией;    г) республикой.

Задание № 7.

На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.

Схема высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.

Задание № 8.

Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

Причины

Последствия

* Реформы затрагивали интересы высших слоев населения
* Либеральный характер реформ
* Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества
* Личность самого Сперанского («попович»)
* Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран
* Интриги двора
* Нерешительность Александра I

* Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффектив-ности аппарата управления
* Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва
* Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)
* Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9.

Заполните таблицу «Функции министерств».

Название министерства

Функции

Военное министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил

Морское министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, воору-жения, строительства военно-морских сил

Министерство иностранных дел

Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал

Министерство юстиции

Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства

Министерство внутренних дел

Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйст-во, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика

Министерство финансов

Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кре-дитные учреждения (банки)

Министерство народного просвещения

Управление учебными заведениями, Академией наук, научными учреждениями, музеями и ведало цензурой

Министерство коммерции

Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится