Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Задания к § 28—30.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 7 класс.
«История Нового времени. 1500—1800». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Задания к § 28—30.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

Найдите положения, составляющие самурайский кодекс чести «бусидо».

а) Заниматься только военным делом; б) вести трезвый образ жизни и подавать всем пример; в) гулять во время цветения вишни, кататься на лодке; г) участвовать в азартных играх; д) быть бесстрашным в бою и презирать смерть; е) быть преданным феодалу, у которого служишь; ж) быть бережливым; з) стремиться помогать людям в несчастьях; и) быть преданным императору.

Задание № 2.

Вспомните особые черты общественного устройства стран Востока в XVI—XVIII вв., которые позволяют сделать вывод о существовании в них традиционного общества.

а) монархическая форма правления, б) жесткая сословно-кастовая иерархия, в) существование социальных общностей (например, сельская община), г) значительное влияние религии, традиций и обычаев на жизнь общества, д) аграрный уклад экономики, е) господство натурального хозяйства.

Задание № 3.

Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества, в соответствии с существовавшей иерархией. Объясните, почему вы выполнили задание именно таким образом.

   Высшую ступень занимали самураи, следующую — крестьяне, т.к. от них зависело пропитание самураев. Ремесленники занимались «обычным» трудом и занимали третью ступень. Купцы считались «паразитами», которые ничего не производили.

Задание № 4.

   Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести «бусидо», образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на черный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги.
   Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила.

   Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, сверхурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье.

Задание № 5.

   Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества. Найдите факты, подтверждающие, что общество было традиционным, и подчеркните их красным цветом. Факты, свидетельствующие о разложении традиционного общества, подчеркните зеленым цветом.

   В начале XVII в, министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение, и все заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок и ткал на нем тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил еще один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и все же спрос не был удовлетворен. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжан И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.
  Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его Ли Шоу-чжун происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. Его семья, хотя и разорилась, все-таки не могла освободиться от несения тяжелой повинности деревенского стражника. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав все свое имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить начальник деревенских стражников. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведенный до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом.

Задание № 6.

  Прочитайте высказывания Конфуция. Как вы думаете, почему его учение нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Поразмышляйте, какие из приведенных ниже суждений актуальны и сегодня, какими из них вы руководствуетесь в своей жизни.

1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом «В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий».
2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших».
3. Конфуций говорил: «Когда отец жив — следуй его стремлениям; когда отец скончался — следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности».
4. Конфуций сказал: «Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами».
5. Конфуция спросили: «Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?» Учитель ответил: «Сначала обогатить, потом воспитывать».
6. Конфуций говорил: «Высший — тот, кто знает от рождения; следующий — тот, кто познает в учении; следующий далее — учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, — люди низшие».
7. «Что называется долгом человека?» — спрашивал Конфуций. И сам отвечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность, старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями...»
8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: «Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?» Конфуций ответил: «Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится».
9. Конфуция спросили: «Какой человек может быть назван сановником?» Учитель ответил: «Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником».
10. Конфуций сказал о себе: «Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе я получил их».

   Учение имеет множество последователей в разных странах потому, что являет собой мудрость человеческой цивилизации, пример идеального построения общества и отношений. Все приведенные выше высказывания актуальны и в наши дни, в частности, пункты 1,4,5,8,9 — для российских чиновников различного уровня. Лично я стараюсь следовать пунктам... (укажите самостоятельно).

Задание № 7.

Перед вами страничка из путевого дневника европейского путешественника, побывавшего в XVI в. в империи Великих Моголов. От древности некоторые слова в документе стерлись. Прочитайте текст и заполните пропуски.

   После нескольких дней довольно утомительного путешествия, когда мне пришлось ехать даже на спине огромного слона, мы прибыли в столицу империи Моголов.
  Название страны произошло от названия династии, но сами государи себя так не называют. Император, которого здесь называют падишах, по имени Акбар, известен далеко за пределами страны своей мудрой политикой, направленной на укрепление государства. Его знают как сильного завоевателя, который сказал: «Правитель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». Но мудрость правителя выражается прежде всего в его внутренней политике, девиз которой — «Мир для всех». Правитель понимает, что империя будет сильной, если его будут поддерживать все слои населения. С целью привлечь на свою сторону население, он провел много реформ. Мне назвали самые важные из них. Это реформы управления, сбора налогов, религиозных отношений. Человек этот вызывает у меня уважение и своей религиозной политикой, направленной на усиление веротерпимости и взаимопонимания между индусами и мусульманами. В то время как европейцы запятнали себя жестокими религиозными войнами, правитель империи признал все религии равноправными. Кроме того, он известен как покровитель искусств, и в его придворной мастерской художники создают прекрасные образцы могольской миниатюры. Завтра меня отведут во дворец правителя, и я увижу его своими глазами.

Задание № 8.

   Прочитайте извлечения из нескольких стихотворений. Подумайте, к какому народу принадлежат авторы. Почему из всего многообразия растений предпочтение отдается сосне, бамбуку и сливе? Что символизируют эти растения?

У любимого дома
Бамбук и сосна.
Это значит,
Пришел Новый год.

Год за годом
Идет в бесконечной череде.
Славу жизни поем
И встречаем опять Новый год.

Все в лунном серебре...
О, если бы вновь родиться
Сосною на горе!

Лишь первый свой цветок
Весной раскроет слива, -
Ей в мире равных нет!

   Автор — японец. По японской традиции на Новый год дом украшали сосной, сливой и бамбуком, символизировавшим долголетие, здоровье и счастье.

Задание № 9.

    Путешественник, войдя в храм, увидел над дверями вырезанных из дерева трех обезьянок. Одна из них закрывала лапами глаза, другая — уши, а третья — рот. Изображение заинтересовало путешественника, и он спросил экскурсовода, что оно означает. «Обезьянки выражают одно из положений религиозного учения», — сказал экскурсовод.
  Расшифруйте текст, заменив цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и вы прочитаете это положение. Напишите, какое религиозное учение в нем отражено. Почему вы так думаете?

НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ, НИЧЕГО НЕ ГОВОРЮ.

  В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания.

Задание № 10.

   Прочитайте отрывок из книги английского историка Холла, в которой автор рисует обобщенный образ представителя одного из сословий японского общества. Назовите сословие, о котором идет речь.
   ...Он был по преимуществу выходцем из провинциальной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы земли и меча... Поэтому он... в первую очередь ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил преданность, честь, бесстрашие и скромность. Причем скромность признавалась, пожалуй, самым главным достоинством, и не только потому, что он жил на не столь уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотвратимо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него требовались жестокость, прямота и прежде всего действие... Он жил суровой и дисциплинированной жизнью, полностью подчиняя себя приказам и воле вышестоящих.

Речь идет о сословии самураев.

Задание № 11.

  Прочитайте описание традиций, лежащих в основе жизни китайской семьи. Как называется общество, где существовали такие семьи?

  Глава семьи управляет своими детьми, младшими братьями и всеми членами семейства, распределяет между ними обязанности (кому заведовать амбаром, кухней, прислугой, садом и т. п.), назначает занятия (кому что сделать в течение дня), дает им все необходимое (пропитание, одежду и пр.). Члены семейства ни в коем случае не могут действовать по своему усмотрению, но обо всем должны докладывать главе семьи и поступать согласно его воле. Сыновья и жены не могут иметь собственного имущества: все, что они в состоянии приобрести, должно быть отдано хозяину (отцу); когда они хотят воспользоваться чем-либо из домашнего имущества, то должны получить на то позволение отца; по своему усмотрению они не могут ничего ни давать посторонним, ни принимать от них.
   За противодействие родителям закон карал сурово: «Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по отцу, равно как и каждая женщина, которая ударит своего свекра или свекровь, деда или бабку мужа по отцу». Там же в законе было записано: «Сын или дочь, словесно оскорбляющие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие деда или бабку по отцу, женщина, оскорбляющая свекра или свекровь, деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало оскорбительные слова и обратилось к властям с жалобой».
  Уважение к старшим нашло свое выражение в ряде изречений: «Старший человек в семье — сокровище»; «Если в семье есть старец — значит, в семье есть опыт»; «В разговоре со старшим нужно понижать голос, не допускать неясных слов. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший».

Традиционное общество.

Задание № 12.

Объясните термины.

Харакири — самоубийство путем вспарывания живота, принятое у самураев.
Будда — имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы, что означает «просветленный».
Аматэрасу — в синтоизме верховная богиня, олицетворение Солнца.
Могол — представитель монгольских народов, прибывших в составе армии завоевателей в средневековую Индию.
Сипай — солдат наемного войска в Индии, формировавшегося европейскими колонизаторами из числа местного населения.
Богдыхан — император Китая из маньчжурской династии Цин.

Задание № 13.

   Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.

1. Название самурайского кодекса чести. 2. Династия военных правителей Японии, пришедших к власти в начале XVII в. 3. Самая древняя религия японцев. 4. Титул военного правителя в Японии. 5. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. д. 6. Японский народный театр. 7. Японское название князей.

Ответы: 1. Бусидо. 2. Токугава. 3. Синтоизм. 4. Сегун. 5. Традиции. 6. Кабуки. 7. Дайме.
Самурай — член привилегированного военного сословия в феодальной Японии.

Задание № 14.

Заполните схему.

«Закрытие» Китая в 1757 году.
Причины: стремление воспрепятствовать колонизаторской политике европейцев и желание сохранить традиционные устои общества.
Последствия: позволило временно сохранить независимость, но привело к экономическому и научно-техническому отставанию Китая и последующей зависимости страны.

Задание № 15.

Напишите, что значило:
а) запрещение миссионерской деятельности; б) карательные действия против христиан в своей стране; в) запрещение ввоза европейской литературы; г) запрет жителям страны выезжать за границу; д) ограничение торговли с иностранцами.

Меры правительства сегуна Иэмицу Токугавы по изоляции Японии от внешнего (европейского) мира.

Задание № 16.

   Вы уже знаете о многих традициях, существовавших в Японии в XVI—XVIII вв. Какой герб мог бы подойти для этой страны, какой девиз? Нарисуйте эскиз герба и напишите ваш вариант девиза.

  Задание выполняется самостоятельно. Как эмблему можно изобразить самурая. Девизом может служить фраза, отображающая характерные черты японского общества — скромность, суровость, дисциплинированность и беспрекословность.

Задание № 17.

Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Даты

События

1. 1526 год

А. Строительство англичанами укрепленного города Калькутта

2. 1542 год

Б. Вторжение в Индию Бабура

3. 1644 год

В. Утверждение в Китае маньчжурской династии Цин

4. 1690 год

Г. Первое прибытие португальцев в Японию

5. 1739 год

Д. «Закрытие» Китая

6. 1757 год

Е. Разграбление Дели персидскими войсками

Ответы: 1 — Б, 2 — Г, 3 — В, 4 — А, 5 — Е, 6 — Д.

Тестовые задания к § 28—30

Задание № 1.

 

Выберите правильный ответ.

 

1.1. Англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны в: а) 1526 г.; б) 1739 г.; в) 1757 г.
1.2. Родиной буддизма является: а) Китай; б) Индия; в) Япония.
1.3. Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла при: а) Надир-шахе; б) Бабуре; в) Акбаре.
1.4. Самурайский кодекс чести назывался: а) дайме; б) бусидо; в) сёгунат.
1.5. По форме правления цинский Китай в XVII— XVIII вв. являлся: а) деспотией; б) республикой; в) ограниченной монархией.

Задание № 2.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1. Принцип круговой поруки — ответственность сельской общины за поступки всех ее членов (да; нет).
2.2. На низшей ступени сословной лестницы в Японии стояли крестьяне (да; нет).
2.3. Правление сёгунов династии Токугава проходило под девизом «Мир для всех» (да; нет).

Задание № 3.

Что является лишним в ряду?

3.1. а) самураи; б) крестьяне; в) купцы; г) сёгун; д) ремесленники.
3.2. а) конфуцианство; б) синтоизм; в) кабуки; д) буддизм.

Задание № 4.

По какому принципу образован ряд?

а) Монголия; б) государство уйгуров; в) восточная часть Тибета.
Территории завоеванные цинской династией.

Задание № 5.

Сгруппируйте по определенным признакам.

а) Земля принадлежит государству; б) деревенская община; в) Токугава; г) сословный строй; д) Великие Моголы; е) Цин; ж) перераспределение земель.
Пункты а, б, г, ж — характерные черты восточных государств.
Пункты в,д,е — правящие династии в восточных государствах.

Задание № 6.

Задание с развернутым ответом.

Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.
Описания У. Хейстингса, первого генерал-губернатора британских владений в Индии (Бенгалия).
 О результатах страшного голода, поразившего эти провинции (Бенгалия) в 1770 г. и свирепствовавшего там целый год, вам было известно из наших прежних сообщений... Однако результаты голода не сказались на доходах и совсем нечувствительны, разве что для тех, с кого доход собирают. Несмотря на потерю по крайней мере трети населения провинции и сокращения возделываемой земельной площади, в 1771 г. размер чистого дохода превысил доход 1768 г. ...Естественно было ожидать, что столь великое бедствие приведет также к сокращению доходов. Этого не произошло только вследствие применения насильственных методов сбора налогов.

6.1. О каком периоде из истории Индии говорится в приведенном отрывке?
   О периоде колониальной зависимости.
6.2. О каких методах управления английской администрации в Бенгалии можно судить по содержанию приведенного источника?
   Жестокая и бесчеловечная эксплуатация.
6.3. Какое суждение можно сформулировать об отношениях между Англией и Индией на основе приведенного текста?
   Главной целью Англии было извлечение дохода, вплоть до ограбления страны.

Из обвинительной речи Э. Бёрка на суде бывшего генерал-губернатора Индии У. Хейстингса в палате общин
О восстании крестьян в Рангпуре в 1782 г.
   Общеизвестно, что нищета преобладает между крестьянами Рангпура (округ Динаджпур), возможно, в большей степени, чем в любой другой части страны. Они редко владеют каким-либо имуществом, за исключением того времени, когда собирают урожай. А в другие времена они с трудом достают себе пропитание. И это причина того, что такое большое количество их было унесено голодом... Крестьянин был размолот в прах между ростовщиком внизу и угнетателем наверху. Весь урожай страны был одновременно брошен на рынок. Рынок был переполнен, и цена зерна упала до 1/5 обычной стоимости. Урожай исчез, но долги остались... Продажа орудий крестьянского труда последовала за продажей посевного зерна и скота. Были случаи, когда крестьян, не имевших ничего за душой, тащили из суда к их домам, чтобы они видели, как их достояние сначала грабят, а потом сжигают... Крестьяне бросали несжатый урожай в поле. Народ бежал из пределов провинции, но банды солдат заняли все дороги и выходы из провинции и погнали этих несчастных... в тюрьму... Не имея возможности терпеть, они бежали в густые леса... Ища последнего спасения в оружии, самая спокойная, самая пассивная и самая боязливая из человеческих рас поднялась на всеобщее восстание. Восстание началось в Рангпуре и скоро распространило свой огонь на соседние провинции, которые возмутил тот же человек и те же угнетения.

6.4. Какие суждения о причинах бедственного положения крестьян в Индии вы можете высказать?
   «Крестьянин был размолот в прах между ростовщиком внизу и угнетателем наверху...»
6.5. Как повлияло английское колониальное господство в Индии на положение индийского крестьянства?
  Происходило постепенное разорение крестьянства и разрушение традиционной крестьянской общины.
6.6. Какие суждения по поводу того, что британская палата общин судила бывшего генерал-губернатора Индии У. Хейстингса за его методы управления в Индии, вы можете сформулировать?
   Не думаю, что суд над Хейстингсом был из гуманных побуждений палаты общин. Причина — распространение восстания на многие провинции по вине одного человека, что ставило под угрозу безопасность колонии в целом, учитывая ценность Индии для Англии.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится