Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. Задания к § 25—27.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 7 класс.
«История Нового времени. 1500—1800». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. Задания к § 25—27.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

   Прочитайте свидетельство французского политического деятеля Вобана и сделайте расчет (в млн. человек) численности каждой из четырех групп населения, указанных автором (к 70-м гг. XVIII в. население Франции составляло 25 млн человек).
   Все исследования, которые я смог сделать, показывают, что в последнее время почти десятая часть населения доведена до нищеты и действительно нищенствует. Из остальных девяти десятых пять десятых не могут дать подаяния, ибо сами находятся почти в таком же несчастном положении. Из четырех остальных частей три загнаны и в большом затруднении от долгов и процессов (судебных. — авт.) к последней же части я отношу высшую знать, дворянство, чиновников, богатых купцов и буржуа.

1 группа — 2,5 млн., 2 группа — 12,5 млн., 3 группа — 7,5 млн., 4 группа — 2,5 млн.

Задание № 2.

Прочитайте свидетельство Вобана о положении низших слоев населения.
   Простонародье питается ячменным хлебом с примесью овса, от него даже не отсевают отрубей; этот хлеб можно поднимать за соломины, которыми он набит. Они едят еще скверные, в большинстве случаев дикие плоды, суп из зелени с небольшим количеством орехового масла и почти без соли, благодаря пошлине на нее. Лишь самые достаточные имеют пеклеванный хлеб. Простой народ редко пьет вино, мясо ест раза три в год и употребляет мало соли. Три четверти и летом и зимой одеты в полотно, обуты в сабо на голую ногу во все времена года.
  Используя этот документ и текст учебника (с. 230, 231, 239, 240), составьте рассказ «Жизнь французского крестьянина в XVIII в.».

   Крестьяне, хоть и были лично свободны, но не владели землей, а за право пользования ею несли в пользу сеньоров, владельцев земли, денежные и натуральные повинности. Кроме того крестьяне платили церкви — десятину, королю — подушную подать и многочисленные пошлины, к примеру, на соль, что делало жизнь крестьян еще труднее. Скудные урожаи не могли покрыть расходов и крестьяне повсеместно разорялись. Обнищавшие крестьяне, убогие хижины, скудная еда и лохмотья были привычной картиной французской деревни.

Задание № 3.

  Внимательно рассмотрите карикатуру XVIII в. (с. 231 учебника). Рисунок называется «Следует надеяться, что скоро эта игра закончится». Напишите, что имел в виду его автор.

   В XVIII во Франции происходило стремительное разорение крестьянства и ему не по силам было «тащить на себе» высшие сословия. Такое положение не могло продолжаться долго, что подтверждали участившиеся «хлебные» бунты и выступления против непомерных налогов.

Задание № 4.

Заполните схему.

Повинности крестьян

Сеньору: барщина и др. косвенные платежи.
Государству: талья, подушная подать, габель (на соль) и др. косвенные налоги.
Церкви: десятина.

Задание № 5.

Заполните таблицу «Сословия во Франции накануне революции».

Сословия

Слои населения

Какой собственностью владели

Какие имели права и обязанности

I

Духовенство

Земля, недвижимость

Освобождались от налогов; церковная и государственная служба.

II

Дворянство

Земля, недвижимость

Освобождались от налогов; военная или государственная служба.

III

Общинники (простонародье)

Крестьяне и городские низы собственности не имели, буржуазия — недвижимость, мануфактуры и т.п.

Низшие слои не имели прав и платили налоги. Высшие слои платили налоги, но имели право занимать гос. должности.

Задание № 6.

   Рассмотрите сатирические рисунки. Постарайтесь определить действующих лиц. О чем они могут говорить? Составьте текст диалогов и запишите их под каждым рисунком.

   На рис. слева, вероятно, королевский егерь поймал простолюдина, охотившегося в лесу на зайца. На рис. справа, вероятно, тот же простолюдин, которому не чем уплатить штраф, перед королевским сборщиком налогов. Диалоги из двух-трех придумайте самостоятельно.

Задание № 7.

Продолжите фразу.

   Господин Шуазель-Гуффье хотел за свой счет покрыть крестьянские хижины черепицей, чтобы обезопасить их от пожаров. Однако крестьяне, поблагодарив его за доброту, отказались и попросили оставить их дома такими, какие они есть, говоря, что если их жилища будут покрыты черепицей вместо соломы, то они должны будут платить талью большего размера, чем нынешняя.

Примечание. Талья — основной налог во Франции, размер которого исчислялся в зависимости от оценки земельного надела и недвижимого имущества.

Задание № 8.

Выберите правильный ответ.

  Почему попытки Тюрго и Неккера провести во Франции реформы с целью вывода страны из кризиса не увенчались успехом: а) из-за противодействия придворной знати; б) из-за противодействия буржуазии и лиц свободных профессий; в) из-за противодействия крестьянства; г) из-за противодействия короля?

  Примечание. В действительности против Тюрго выступали не только аристократия и духовенство, но и представители крупной буржуазии, монополии и привилегии которых отменялись ради свободной торговли. Людовик XVI был единственным, кто до конца поддерживал министра, но вынужден был отстранить его под давлением своего окружения.

Задание № 9.

  Графу де Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез».
  Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможность быстрого и бескровного разрешения всех противоречий?

  Мирное провозглашение Учредительного собрания как органа власти и отмена абсолютизма дали Мирабо основания быть уверенным, что образованные люди в эпоху просвещения могут решить противоречия цивилизованно, без кровопролития.

Задание № 10.

Какие события произошли в указанное время?

Май 1774 г. — вступление на престол Франции Людовика XVI.
5 мая 1789 г. — Людовик XVI открыл заседание Генеральных штатов.
9 июля 1789 г. — провозглашение Учредительного собрания.
14 июля 1789 г. — взятие Бастилии.

Задание № 11.

   Людовик XVI, нуждаясь в деньгах, созвал в 1787 г. собрание нотаблей (знати), надеясь получить у них согласие на обложение налогами привилегированных сословий. Тогда же на стенах парижских домов была расклеена карикатура, на которой обезьяна записывает мнение представителей птичьего двора относительно того, кто под каким соусом хотел бы быть съеденным.
Как вы думаете, что хотел выразить этим рисунком его автор? Как вы понимаете содержание рисунка? Свой ответ запишите.

  Насмешка относительно намерения Людовика XVI лишить налоговых привилегий дворянство и духовенство на собрании нотаблей, которое в большинстве случаев было покорно воле короля.

Задание № 12.

Как вы думаете, почему именно взятие Бастилии считается началом революции? Выберите правильный ответ:
а) Бастилия являлась символом королевского произвола, ее взятие рассматривалось как удар по абсолютизму; б) это первое крупное вооруженное выступление народа; в) после взятия Бастилии король признал законность Учредительного собрания.

Задание № 13.

   Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете слово. Объясните его значение.

1. Открытое неповиновение власти. 2. Влиятельный политический деятель времен Великой французской революции. 3. Группа людей, положение которой в государстве определялось законами. 4. Видный деятель Великой французской революции. 5. Жилище крестьянина. 6. Название патриота, революционера периода Великой французской революции. 7. Дворянский титул во Франции. 8. Учреждение, осуществляющее контроль за провозом товаров через границу и взиманием пошлин.

   Ответы: 1. Бунт. 2. Мирабо. 3. Сословие. 4. Дантон. 5. Хижина. 6. Санкюлот. 7. Маркиз. 8. Таможня.
   Бастилия — крепость в Париже, с XV в. служившая государственной тюрьмой и представлявшая символ королевского произвола.

Задание № 14.

   Когда созыв Генеральных штатов был назначен на весну 1789 г., граф де Мирабо сказал: «Нация за одни сутки сделала шаг, равный целому столетию».
   Как вы думаете, что он имел в виду? Напишите свой ответ.

  Мирабо говорил о победе представительской власти над абсолютизмом. В 1787 г. парламент (собрание нотаблей) отказался утверждать королевские указы, указал на расточительность двора и потребовал созыва Генеральных штатов. Несмотря на реакционные меры королевской власти в отношении парламента, Людовик XVI был вынужден уступить ему и подписал эдикт о созыве Генеральных штатов.

Задание № 15.

  Рассмотрите сатирический рисунок «Третье сословие пробуждается», прокомментируйте его и объясните, в какое время он мог быть создан.

  Рисунок мог быть создан накануне французской революции. Пробуждение третьего сословия, сбрасывающего оковы и решившего взять оружие в руки, могло представлять серьезную угрозу для аристократов и духовенства.

Задание № 16.

Внимательно прочитайте перечень предпосылок Великой французской революции и продолжите его:
а) участие в Войне за независимость английских колоний в Северной Америке обострило экономические трудности монархии, во Франции развился сильный финансовый кризис;
б) французское передовое дворянство, буржуазия, представители свободных профессий прониклись идеями Просвещения, демократии и политической свободы;
в) стремление части общества вернуть право свободы совести и лишить церковь ее имущества;
г) охвативший страну продовольственный кризис;
д) экономическое развитие Франции тормозилось старыми порядками;
е) чрезмерная эксплуатация и бесправие народных масс;
ж) недостатки государственной системы (хаос в системе управления, коррупция, отсутствие четкого законодательства и системы налогообложения и др.);
з) падение авторитета королевской власти;
и) обострение сословных противоречий как между сословиями, так и с королевской властью.

Задание № 17.

Какие события эпохи Великой французской революции происходили в указанное время?

октябрь 1791 г. — начало работы Законодательного собрания.
апрель 1792 г. — начало революционных войн.
10 августа 1792 г. — штурм королевского дворца Тюильри. Свержение монархии.
20 сентября 1792 г. — победа французской армии над прусской в сражении у Вальми.
январь 1793 г. — суд над Людовиком XVI и его казнь.

Задание № 18.

Заполните схему.

Впишите в соответствующие места схемы следующие пункты:
1. принципы всеобщей свободы и равенства;
2. свобода взглядов;
3. принцип «дозволено все, что не запрещено»;
4. народный суверенитет (верховенство народа в государстве);
5. неотчуждаемость «естественных» прав человека;
6. равенство всех перед законом;
7. неприкосновенность собственности.

Задание № 19.

Укажите причины установления якобинской диктатуры.

   Тяжелое экономическое положение страны, рост налогов, инфляция и рост цен, процветание спекуляции, неудачи в революционных войнах, контрреволюционные мятежи, заговоры роялистов, слабость центральной власти.

Задание № 20.

Выберите правильный ответ. Кому принадлежат слова: «Для того чтобы победить врага, нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость»?
а) Мирабо; б) Дантону; в) Робеспьеру.

Задание № 21.

  Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете географическое название. Какое событие связано с этим названием?

1. Одно из привилегированных сословий во Франции. 2. Участник революции, вождь санкюлотов. 3. Название патриотической песни. 4. Вождь якобинцев. 5. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. 6. Вид холодного оружия.

   Ответы: 1. Дворянство. 2. Марат. 3. Марсельеза. 4. Робеспьер. 5. Гимн. 6. Пика.
   Вальми — французская деревня, где 20 сентября 1792 г. революционные войска одержали победу над прусской армией.

Задание № 22.

Объясните понятия и термины.

Декрет — постановление центральной власти, имеющее силу закона.
«Правые» — депутаты Учредительного собрания, сторонники умеренных мер.
«Левые» — депутаты Учредительного собрания, сторонники перемен.
Белая эмиграция — сторонники Бурбонов, эмигрировавшие из Франции во время революции.
Жирондисты — группа депутатов Законодательного собрания, сторонники индивидуальной и экономической свободы.
Якобинцы — участники Якобинского клуба, сторонники радикальных политических взглядов.
Террор — физическое насилие по отношению к политическим врагам, вплоть до их уничтожения.

Задание № 23.

Укажите не менее шести причин падения якобинской диктатуры.

1. раскол в рядах якобинцев;
2. диктатура лишилась поддержки крестьянства и санкюлотов;
3. тяжелая экономическая ситуация, вызванная неудачными мерами (максимум для зарплат, фиксированные цены);
4. недовольство «новых богачей»;
5. якобинский террор;
6. подавление контрреволюционных мятежей и успехи в революционных войнах;
7. разочарование в обществе республиканскими идеями.

Задание № 24.

   Александр Васильевич Суворов под впечатлением побед Наполеона в Италии сказал о нем: «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун!»
  Как вы считаете, почему прославленный российский полководец дал Наполеону Бонапарту такую высокую оценку?

  А.В. Суворов говорил, что в войне важны «быстрота, глазомер и натиск» и потому, Наполеон, отличавшийся стремительными, смелыми, решительными и нестандартными решениями, получил такую оценку.

Задание № 25.

   На контурной карте обведите границы Франции к 1792 г. (фиолетовая линия); раскрасьте районы контрреволюционных мятежей в 1793 г. (области сиреневого цвета); отметьте цветными стрелками действия революционных армий против внутренней и внешней контрреволюции (синие стрелки); обозначьте места важнейших побед революционных армий (синие крестик и название).

Задание № 26.

  На контурной карте (с. 47) закрасьте одним цветом территории государств, воюющих против революционной Франции (песочный цвет); укажите названия этих государств; отметьте цветными стрелками районы действия армий интервентов и английского флота (коричневые стрелки).

Задание № 27.

  Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.

1. Политическая группировка, установившая в годы Великой французской революции режим диктатуры. 2. Орудие казни в годы Великой французской революции. 3. Крупный политический деятель Великой французской революции. 4. Территория Франции, где во время революции был поднят крупный контрреволюционный мятеж. 5. Лидер якобинцев, глава Комитета общественного спасения. 6. Возвышение для человека, произносящего речь. 7. Человек, обладающий даром произносить речи.

   Ответы: 1. Якобинцы. 2. Гильотина. 3. Дантон. 4. Вандея. 5. Робеспьер. 6. Трибуна. 7. Оратор.
   Конвент — высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики.

Задание № 28.

   Ниже перечислены предпосылки одного из важнейших событий политической истории Франции. Поставьте порядковые номера этих предпосылок в зависимости от их значимости (с вашей точки зрения).
   Назовите политическое событие и его дату.

Государственный переворот 9—10 ноября 1799 года. Завершение Французской революции.

2) Новые богачи хотели установить прочный полицейский порядок и сильную центральную власть;
3) крупная буржуазия мечтала о диктаторе, который сможет восстановить промышленность и торговлю;
4) у городских низов был один лозунг: «Мы хотим такого режима, при котором едят»;
5) всех возмущала продажность государственного аппарата при Директории;
6) недовольство рабочих тяжелым материальным положением;
1) неустойчивое внутреннее положение в стране, мятежи роялистов и якобинцев;
7) военные неудачи в Италии после отъезда оттуда Наполеона Бонапарта;
8) недовольство народа введением воинской повинности.

Задание № 29.

Составьте хронологическую таблицу «Войны Директории».

Дата

Основные события внешней политики

Итоги и значение

Конец 1795 — авг. 1796

Рейнская кампания

Пруссия выходит из войны, Франция присоединяет территории на левом берегу Рейна.

1796 — 1797

Итальянская кампания

Австрия признала присоединение Голландии, присоединена Савойя, в Италии образованы несколько зависимых от Франции республик.

конец 1797

Война с Неаполитанским королевством и занятие Швейцарии.

Образованы зависимые республики. Образование второй антифранцузской коалиции.

1798 — 1799

Египетский поход Наполеона

Временно были оккупированы Египет и Сирия.

1799

Военные действия в Сев. Италии и Швейцарии

Русские войска очистили от французов Сев. Италию, которая была оккупирована австрийцами.

Задание № 30.

Заполните таблицу «Основные изменения, произошедшие во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)».

Область жизни

Характеристика до революции

Характеристика после революции

Права представителей:

I сословия

II сословия

III сословия

I и II сословия не платили налогов, право на собственность, право занимать гос. должности. III сословие платило налоги, не имело прав и свобод (за исключением буржуа)

Сословия упразднены. Все граждане уравнены в правах и свободах.

Государственное устройство

Неограниченная монархия (абсолютизм)

Конституционная республика. Адм. единица — департамент.

Хозяйство

Аграрная страна со слабым развитием мануфактурного производства. Отсутствие единой системы мер и веса. Внутренние таможенные пошлины.

Аграрная страна. Свобода торговли и конкуренции. Земля стала объектом купли-продажи. Унификация налогов.

Военное дело

Сословная структура. Офицерские должности могли занимать только дворяне.

Армия построена по демократическим принципам

Задание № 31.

   Используя атлас по Новой истории, на контурной карте закрасьте одним цветом территории Франции в 1795 г., другим цветом территории, присоединенные к ней в 1795—1799 гг. Цветными стрелками обозначьте войны Директории (Итальянский поход и поход в Сирию и Египет).

Тестовые задания к § 25—27.  

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

1.1. Якобинская диктатура пала в: а) 1792 г.; б) 1794 г.; в) 1799 г.
1.2. Генеральному контролеру финансов Тюрго пришлось уйти в отставку, так как:
а) он оказался замешанным в расхищении казны; б) он начал проводить экономические реформы, отменил твердые цены на хлеб, что вызвало взрыв недовольства со стороны простонародья и испугало Людовика XVI; в) собравшийся в Филадельфии Континентальный конгресс потребовал от Людовика XVI сместить Тюрго с занимаемого поста за его враждебное отношение к жителям английских колоний в Северной Америке.

Задание № 2.

Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Даты

События

1. 14 июля 1789 г.

А. Принятие первой в истории Франции конституции

2. сентябрь 1791 г.

Б. Свержение монархии

3. 10 августа 1792 г.

В. Установление якобинской диктатуры

4. июнь 1793 г.

Г. Начало Французской революции

5. 27 июля 1794 г.

Д. Государственный переворот Наполеона Бонапарта

6. 18 брюмера 1799 г.

Е. Свержение якобинской диктатуры

Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — В, 5 — Е, 6 — Д.

Задание № 3.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

3.1 «Мучная война» - вывоз из Франции за границу муки по дешевой цене (да; нет).
3.2. На открывшихся 5 мая 1789 г. Генеральных штатах депутаты первого и второго сословия изъявили желание платить налоги наравне с третьим сословием (да; нет).
3.3. Термидорианцы стояли за республику, которая защищала бы собственность и свободу предпринимательства (да; нет).

Задание № 4.

О ком идет речь?

  «В итальянской кампании он проявил наибольшее величие, — говорил генерал Лассаль в 1809 году... — Тогда он был героем... В Италии у него было мало людей, да и те без оружия, без хлеба, без сапог, без денег... наружность его была незначительна; репутация математика и мечтателя; никакого дела еще не было за ним, и ни одного друга; он слыл медведем, потому что был всегда один и погружен в свои мысли. Он должен был создать все и создал. Вот где он был всего изумительнее!»
«Армия, которую он получил для завоевания Италии, находилась в ужасном положении. Солдаты ходили в лохмотьях, голодные, пьяные, буйные, занимаясь грабежом да мародерством. «Нищая рвань со всего Лангедока да Прованса под предводительством босяка-генерала», — говорит один из современников об этой армии».
«Что они? Смеются над нами, что ли? Мальчишку прислали командовать», — ворчали старые усачи-гренадеры, но скоро поняли, каков «мальчишка». Сначала испугались, а потом полюбили его...»
«Вот чудо, которое он совершил: в две недели «нищая рвань», «разбойничьи шайки» санкюлотов преображаются в македонские фаланги Александра, в римские легионы Цезаря — войска небывалые за две тысячи лет».
«10 апреля начата кампания, а 26-го он говорит в воззвании к армии: «Солдаты! В пятнадцать дней вы одержали шесть побед, взяли двадцать одно знамя, пятьдесят пять орудий и несколько крепостей; вы завоевали богатейшую часть Пьемонта. Лишенные всего, вы все наверстали: выигрывали сражения без пушек, переходили через реки без мостов, делали форсированные марши без сапог, стояли на бивуаках часто без хлеба. Только республиканские фаланги, солдаты свободы способны были терпеть, что вы терпели... Благодарю вас, солдаты!.. Но вы еще ничего не сделали по сравнению с тем, что вам остается сделать».

   О Наполеоне Бонапарте.

Задание № 5.

Заполните пропуски.

5.1. Декларация прав человека и гражданина провозглашала: все люди рождаются свободными и равными в правах; источник верховной власти находится в нации (народный суверенитет); все люди имеют право на собственность; свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому.

5.2. Войны Франции в период Директории принимают завоевательный характер. Франция присоединила к себе территории Бельгии и по левому берегу Рейна, превратила в зависимую республику Голландию и Швейцарию.

Задание № 6.

Задание с развернутым ответом.

   Прочитайте отрывки из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из записок российской императрицы Екатерины II «О мерах восстановления во Франции королевского правительства» (1792)
   «Дело французского короля есть дело всех государей. Для Европы важно, чтобы Франция снова заняла положение, подобающее великому государству. В настоящее время достаточно десяти тысяч войска, чтобы пройти Францию от одного конца до другого... Кажется, что набрать это войско было бы всего удобнее в землях прирейнских... К набранному войску неминуемо присоединятся все оставившие родину французские дворяне, а может быть, и полки немецких государей. Посредством этого войска можно освободить Францию от разбойников, восстановить монархию и монарха, разогнать самозванцев, наказать злодеев, избавить государство от угнетения, тотчас же объявить прощение и забвение всем изъявляющим покорность и признающим законного государя... Французское духовенство получит назад, что останется нераспроданного из его имущества, дворянство — свои права сословные...»

6.1. Какое историческое событие нашло отражение в записках Екатерины II?
   Свержение монархии во Франции, произошедшее в августе 1792 года.

6.2. Какие суждения об отношении Екатерины II и российского дворянства к происходящим во Франции событиям можно сформулировать на основе ее
записок?
  Революция воспринималась как бунт, для подавления которого достаточно незначительного вмешательства.

6.3. Прокомментируйте суждение Екатерины II «Дело французского короля есть дело всех государей».
   Свержение монархии во Франции, уничтожение сословий и установление республиканского строя способствовали развитию революционных настроений в других странах Европы.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится