Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. Задания к § 20—24.

Готовая домашняя работа по всеобщей истории за 7 класс.
«История Нового времени. 1500—1800». Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.
Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. Задания к § 20—24.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.

Задание № 1.

   Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения. Ответ запишите.
   «...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
   Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
   «...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви — это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
   Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
  Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм священников...
   Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
   «Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
  «Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их.
 ...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
 ...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, — безбожно.
 ...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
  Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).

   Главной задачей философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. При этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов — безнравственным.

Задание № 2.

Используя тексты задания 1 и § 20, начните заполнять таблицу.

Мыслители эпохи Просвещения

Основные идеи их учения и главные ценности

Исторические события XVIII в., в которых отразились эти идеи.

Дж. Локк

 

Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей.

«Славная» революция, конституция США

 

Вольтер

Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви.

Великая Французская революция

Ш. Монтескье

Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма

Конституции США и Франции XVIII века.

Ж.-Ж. Руссо

Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности.

Великая Французская революция

Д. Дидро

Равноправие и права личности, народное представительство, неприятие деспотизма.

Великая Французская революция

А. Смит

Главным источником богатства является труд.

Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги.

Война за независимость английских колоний в Сев. Америке

Задание № 3.

В приведенном перечне отметьте слова и словосочетания, которые отражают особенности идеологии просветителей.

а) олицетворяли феодальный общественный порядок; б) идеал государственной власти — конституционная монархия или республика; в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир; г) олицетворяли капиталистический общественный порядок; д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»; е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей; ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы; з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности; и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия; к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей; л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства; м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей; н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение; о) выдвинули лозунг «Все смертные равны»; п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.

   Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный» выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.

Задание № 4.

  В романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» современники услышали голос поднимающейся буржуазии.
Прочитайте отрывок из романа и подчеркните красным цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом (зеленым) мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. Придумайте и напишите его ответ отцу.

   Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов...
Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия — его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.

   Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная ни великих открытий, ни достижений ума человеческого. Я же стремлюсь к познанию окружающего мира и, с настойчивостью и трудолюбием, переделываю его вопреки судьбе для собственного блага.

   После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  Уважаемый читатель. В романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ нового человека — современника эпохи, с его неистребимой верой в собственные силы, нежеланием мириться с судьбой, стремлением переделать мир, вопреки сложившимся условиям.

Задание № 5.

   Английский живописец XVIII в. Уильям Хогарт прославился произведениями, бичующими пороки современников. Одна из знаменитых серий гравюр называлась «Брак a la mode» («Модный брак», или «Брак по моде своего времени»).
Рассмотрите внимательно первый лист серии. Найдите главных героев. Придумайте им имена и биографии (положение в обществе, жизненный путь и т. д.). Запишите свои мысли в тетрадь.

 Задание выполняется самостоятельно (придумайте имена и биографии). Главные герои представлены знатным аристократом и разбогатевшим простолюдином, сидящими за столом. И их детьми, дочерью простолюдина, заигрывающей с каким-то молодым человеком, и сыном дворянина, любующимся на свое изображение в зеркале. Оба абсолютно безучастны к происходящему и друг к другу. В браке заинтересованы отцы, но не дети. Биографии героев достаточно типичны для своего времени. Знатный аристократ, некогда богатый, но сохранивший влияние при дворе, разорен и чтобы покрыть многочисленные долги вынужден женить сына на дочери богатого простолюдина, который разбогател своим трудом, или трудом нескольких поколений семьи, и стремится приобрести связи в высшем обществе. Невеста, наверняка, избалована, а жених привык уделять внимание лишь самому себе.

  Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать это? Придумайте и запишите в тетрадь небольшую театральную сценку, повествующую о том, что происходит.
  Подумайте, что могло бы стать предметом беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте и запишите их диалог. Прочитайте его по ролям.

  Предметом оживленной беседы могли стать условия брака и величина приданого, о чем могут говорить присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ.
Диалог составьте самостоятельно, например: «У вас очень много долгов», «Мое имя и положение дорогого стоят», «И сколько же вы хотите?», «Нууу, … фунтов», «Позвольте, как можно столько требовать?»

   Если вам трудно выполнить задание, воспользуйтесь «подсказками».
 В XVII в. накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обнищавшим графом или бароном. В Лондоне был широко известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знаменитых аристократических фамилий страны — герцога Бьюфорта, дав за ней 50 тыс. фунтов стерлингов приданого.
   Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Брак a la mode». Подумайте, как могли бы развиваться события дальше. Дайте название каждой гравюре.

1. «Брачный контракт»
2. «Похождения графа»
3. «Будуар графини»
4. «Печальный конец»

   В действительности в цикле «Модный брак» шесть картин: 1. «Брачный контракт», 2. «Вскоре после свадьбы», 3. «Визит к шарлатану», 4. «Будуар графини», 5. «Дуэль и смерть графа», 6. «Смерть графини». Основной лейтмотив цикла — безнравственность подобных браков. Из представленных названий картин Вы можете выбрать свой вариант ответа.

   Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Брак a la mode». Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

   Этот пункт задания выполняется самостоятельно.

Задание № 6.

   Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

   Авторами «Энциклопедии» были многие выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения, и для читателя становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

Задание № 7.

   Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема — условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света.

  Задание выполняется самостоятельно. Например, можно изобразить «Мыслителя» Родена, или знамя с девизом «Свобода и равенство».

Задание № 8.

   В 1726 г. был опубликован роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», в котором герой путешествует в «отдаленные страны».
Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к путешествиям Гулливера. Определите, к каким именно. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

  На рисунках отметить: 1. Путешествие в страну лошадей — гуигнгнмов. 2. Путешествие в Лилипутию, 3. Путешествие в Лапутию, 4. Путешествие в страну великанов — Бробдингнег.

Задание № 9.

 

  Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите их и иллюстрации учебника.
Отметьте те произведения, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. Запишите в тетрадь несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: «Здесь изображены люди века Просвещения, потому что...»

 Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои переживания и мысли, а изображенные сюжеты правдивы и искренни.

 

Задание № 10.

   Перед вами два натюрморта. Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено.

  На картине Клааса мы видим небрежно сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода.

   Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения? Какие особенности эпохи нашли воплощение в натюрмортах?

  Мы знаем Клааса Хеда как эстетически изысканного художника, аристократичного в выборе изображаемых предметов, тогда как Шарден, прозванный «певцом третьего сословия», изображал бесхитростный, подчас скудный, мир тружеников. По моему мнению, отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

Задание № 11.

   В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть такой диалог.
Розина, Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?
Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

 В комедии Бомарше высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, тормозившие современное развитие страны и служившие причиной нарастания социальных противоречий.

Задание № 12.

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
     Там, где когда-то было вдоволь смеха,
     Пастух уныло бродит до рассвета.
     Вот это времена!
     Там, где когда-то весело встречали Рождество,
     Найдешь помет овечий и больше ничего.
     Вот это времена!
В какой стране и в каком веке могло быть написано это стихотворение? Какое явление заставило поэта его написать? Как относится сам поэт к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так думаете?

   Указанное явление — огораживание, процессы которого начались в Англии в XVI веке и приняли наибольший размах в XVII-XVIII вв. Отношение автора строк — отрицательное, так как делается акцент на сравнении веселого праздника и овечьего помета.

Задание № 13.

  В оценке процесса огораживаний ученые-историки придерживались самых разных точек зрения. Одни видели в этом только источник бедствий для крестьян-арендаторов и мелких собственников, лишившихся своего хозяйства (при этом многие из них превратились в нищих бродяг), другие указывали на положительные последствия этого процесса — общий подъем сельского хозяйства, снижение цен на зерно и др.
   А как вы оцениваете значение огораживаний? Напишите об этом.

   Огораживания, помимо вышеуказанных положительных последствий, имели решающее значение для экономики Англии, создав сырьевую базу для развития текстильной промышленности и условия для накопления капитала, но средства проведения огораживаний были крайне жестокие.

Задание № 14.

   Представьте себе, что вы английский журналист, интересующийся организацией труда на фабриках и положением фабричных рабочих. Вам часто присылают различные документы и статьи по данному вопросу. Вот и сегодня вам принесли пакет. Прочитайте эти бумаги и напишите статью.
                                     Анонимная жалоба
          Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
          Меня лишь к жалобам ведут.
          И я в отчаянье проклял
          Тот день, когда в сей мир попал.
          Ни шиллинга мне не сберечь!
          Придется нищим в землю лечь...
   Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 г., сообщавшего своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
   Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков... и т. п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...А вот свидетельства очевидцев о фабричных детях.
  Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну... Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
  ...Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот... искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
    Далее шло письмо с описанием фабрики.
   Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.
   У вас на столе давно уже лежала выписка из статьи экономиста Адама Смита, написанной им еще в 1776 г.
   Не может быть признано процветающим общество, большая часть которого находится в бедности и нищете. Кроме того, сама справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и доставляют жилище всему обществу, получали такую часть произведений своего труда, которая достаточна для доставления им удовлетворительной пищи, одежды и жилища.

   Условия труда на новых фабриках крайне тяжелые по многим причинам. Жесткий график работы, продолжительный рабочий день, тяжелый труд и плохое питание, плохие условия труда, высокий травматизм, низкая заработная плата. На предприятиях часто работают семьями, включая маленьких детей, без какой-либо перспективы вырваться из этого мира.

Задание № 15.

  Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Дата

Изобретатель

Изобретение

Значение изобретения

1733

Джон Кей

Летающий челнок

Автоматический челнок

1765

Джеймс Харгривз

Механическая прялка

Увеличение объемов обрабатываемого сырья

1767

Хейс

Прядильная машина

Механизация прядения

1774 — 1784

Джеймс Уатт

Паровая машина

Возможность повсеместного применения машин

1784

Корб

Прокатный стан

Производство полосового железа

1785

Эдмунд Картрайт

Механический ткацкий станок

Производительности труда выросла в 40 раз

1797

Генри Модсли

Токарный станок

Обработка металла

Задание № 16.

Выберите правильный ответ.
   Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:
а) свободные люди, лишенные собственности; б) наличие свободных денег в руках богатых людей; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров.

Задание № 17.

   Объясните понятия.
Аграрная революция — процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хоз-ва.
Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм — стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

Задание № 18.

   Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:
«Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
Напишите свой ответ.

  Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

Задание № 19.

Заполните пропуски.
   Бенджамин Франклин известен как политик, американский философ, ученый, экономист.
   С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе».
Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником. Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку, основывает Академию, положившую начало Пенсильванскому университету, и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии. Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

Задание № 20.

Выберите правильный ответ.
   Формированию североамериканской нации способствовали:
а) складывание единого внутреннего рынка; б) общая историческая судьба; в) общий язык (английский); г) преданность английскому парламенту; д) единая религия; е) стремление к укреплению монархической формы правления.
Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд; д) Лексингтон.

Задание № 21.

Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.
   Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
8) введение метрополией гербового сбора;
9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

Задание № 22.

  На контурной карте обозначьте границу, западнее которой колонистам не разрешалось занимать земли (линия зеленого цвета); подпишите города Бостон, Филадельфию, Конкорд, Саратогу, Нью-Йорк, Йорктаун; отметьте границы 13 первоначальных штатов (линия красного цвета) и границы США, установленные по мирному договору с Англией (линия синего цвета).

Задание № 23.

  Французский историк А. де Токвиль (XIX в.) отмечал, что в период составления конституции у американцев было две задачи — сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в союз.
Разгадайте кроссворд, и по вертикали вы прочитаете, как решилась эта задача. Раскройте сущность этого понятия.

1. Автор Декларации независимости США. 2. Коренное население Америки. 3. Город, где была принята Декларация независимости США. 4. Название одного из индейских племен в Северной Америке. 5. Английский изобретатель эпохи промышленного переворота. 6. Корабль, на котором отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку. 7. Сборник основных законов государства. 8. Командующий американской армией в годы Войны за независимость. 9. Территория, зависимая от метрополии.

   Ответы: 1. Джефферсон. 2. Индейцы. 3. Филадельфия. 4. Ирокезы. 5. Картрайт. 6. Мэйфлауэр. 7. Конституция. 8. Вашингтон. 9. Колония.
  Федерация — союзное государство, сочетающее полновластное центральное правительство с самостоятельностью членов, сохраняющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Задание № 24.

   Объясните выражение «Нет налогов без представительства!».

 Английские колонисты не имели представительства в английском парламенте и до введения гербового сбора не платили налогов, направляемых непосредственно для Англии. Введение налога без представительства в парламенте воспринималось как тирания и нарушение прав колонистов.

Задание № 25.

   Объясните термины и понятия.
Законтрактованный слуга — иммигрант, заключивший кабальное соглашение на определенный срок, при условии его перевозки в Северную Америку.
Лоялист — североамериканский колонисты, выступавшие против независимости колоний и за сохранение английского господства.
Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство.

Задание № 26.

   Используя помещенную ниже карикатуру современника происходивших событий, опишите ситуацию, вызвавшую создание этого рисунка.

   Протестуя против введения гербового сбора и призывая к его неуплате, колонисты сборщиков налога мазали дегтем, вываливали в перьях и выставляли напоказ под оглушительный шум.

Задание № 27.

   После «Бостонского чаепития» в колониях стали распространяться листовки, призывающие к разрыву с метрополией. Перед вами одна из таких листовок, посвященная событиям 5 марта 1770 г., когда в Бостоне пролилась первая кровь: английские солдаты стреляли в мирных жителей, несколько человек были убиты. Представьте себе, что вы являетесь современником этих событий и сторонником разрыва с метрополией. Нарисуйте листовку, которая пробуждала бы стремление к независимости.

   Задание выполняется самостоятельно. Изобразить можно факел свободы и многое другое, вплоть до пиявки в лице Англии, присосавшейся к колониям, и лозунга «сбросим оковы».

Задание № 28.

Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы со следующими утверждениями.
   В результате победы колоний в Войне за независимость:
1) образовалось независимое государство США;
2) в состав США вошли 15 штатов;
3) к власти пришли плантаторы-рабовладельцы и национальная буржуазия;
4) был разрешен доступ к западным землям;
5) индейцам вернули значительную часть их земель;
6) были уничтожены почти все помехи для развития капитализма;
7) было уничтожено рабство.

1

2

3

4

5

6

7

+

-

-

+

-

+

-

Задание № 29.

   Внимательно рассмотрите схему «Высшие органы власти в США по Конституции 1787 г.». Запишите, какие идеи мыслителей эпохи Просвещения, на ваш взгляд, нашли здесь свое отражение.

   Принципы народного верховенства, естественного равенства людей и разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Тестовые задания к § 20—24  

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

1.1. «Певцом третьего сословия» называли:
а) Вольтера; б) Бетховена; в) Монтескье; г) Шардена; д) Свифта.
1.2. Автором «Женитьбы Фигаро» является:
а) Моцарт; б) Гудон; в) Ватто; г) Бомарше; д) Дидро.
1.3. Руссо считал наиболее совершенной формой правления:
а) власть народа; б) ограниченную монархию; в) демократическую республику мелких собственников.
1.4. Плантационное рабство — это:
а) возрождение рабовладельческих методов эксплуатации в условиях развивающегося капитализма;
б) система подневольного труда, при которой на плантациях трудились белые иммигранты-бедняки, продавшие себя в рабство на определенный срок.

Задание № 2.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1. «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена был написан для конференц-зала Петербургской академии художеств (да; нет).
2.2. Бах предсказывал Бетховену великое будущее: «Придет время, и о нем заговорит весь мир» (да; нет).
2.3. Шиллер писал театральные пьесы, считая, что таким образом помогает утверждению идей Просвещения в феодальной Германии (да; нет).
2.4. Гудон создал серию картин «Выборы» (да; нет).
2.5. Аграрная революция в Англии — это передача земли крестьянам (да; нет).
2.6. Диггеры — это разрушители машин (да; нет).
2.7. В 1707 г. парламент узаконил унию между Англией и Шотландией, и государство стало называться Великобританией (да; нет).
2.8. Бенджамин Франклин представлял интересы колоний в английском парламенте (да; нет).
2.9. Праздник «День отцов-пилигримов» установлен в США в честь прибытия группы пуритан в 1620 г. (да; нет).

Задание № 3.

3.1. Установите соответствие между фамилией деятеля культуры и названием его произведения. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. Ж. Л. Давид

А. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

2. Д. Дефо

Б. «Реквием»

3. В. А. Моцарт

В. «Фауст»

4. Ф. Буше

Г. «Клятва Горациев»

5. И. В. Гете

Д. «Пейзаж в окрестностях Бове»

Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — Д, 5 — В.

3.2. Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Даты

События

1) 1620 г.

А) Война за независимость английских колоний в Северной Америке

2) 1775—1783 гг.

Б) «Бостонское чаепитие»

3) 1776 г.

В) Прибытие пилигримов к мысу Код

4) 1777 г.

Г) Принятие Декларации независимости США

5) 1773 г.

Д) Битва при Саратоге

Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — Г, 4 — Д, 5 — Б.

Задание № 4.

О ком идет речь?

4.1. Есть в Англии чугунный мост через реку Северн, построенный еще в XVIII в. Он весь держится на арке в 100 футов длиной, 52 фута высотой и шириной в 18 футов (фут — 0,3048 м). Это первая в мире конструкция подобного рода. Сам мост, построенный в 1779 г., стал символом промышленного переворота, технического прогресса. В ту пору это был неслыханно смелый проект, потребовавший от его авторов большой изобретательности. Одним из инициаторов этого строительства был совершенно удивительный человек, владелец чугунолитейного завода. Этот фабрикант был настолько увлечен идеей применения чугуна, настолько влюблен в железо, что получил прозвище Айрон Мэд (Iron Mad — свихнувшийся на железе, помешанный на чугуне). Он пытался построить из чугуна лодку и корабли, носил железную шляпу-котелок, а чугунные значки с его изображением использовались в Центральных графствах как монета. Когда он умер, его похоронили в чугунном гробу, а на его могиле установили чугунный обелиск.
Именно он загорелся идеей строительства чугунного моста и вовлек в эту затею Абрахама Дарби III. Детали моста были отлиты на его фабрике, и в 1779 г. мост через Северн навели, а в 1781 г. торжественно открыли.
Так «свихнувшийся на железе» оказался причастен к созданию одного из чудес света.

Речь идет об Джоне Уилкинсоне.

4.2. Война, удары англичан заставили Конгресс активизироваться. Было решено создать свою армию и назначить главнокомандующего. Выбор пал на 44-летнего богатого плантатора из Вирджинии. Он имел некоторый военный опыт, так как до революции участвовал в боях с французами и индейцами. Он был наделен несомненными талантами организатора и военачальника, обладал мужеством и стойкостью, хладнокровием и находчивостью, придерживался умеренных взглядов, был далек от «низов», но твердо верил в неизбежность отделения от Англии и святость начавшейся войны. Он обладал и командирской внешностью: высокий (188 см), стройный, «прямой как индеец», представительный, с благородными манерами, сдержанный и немногословный, он производил приятное впечатление. На лице выделялись длинный прямой нос, проницательные серо-синие глаза и твердый подбородок. Выражение лица было одновременно и доброе, и властное. Широтой взглядов он устраивал всех в Конгрессе. И он не обманул надежд Конгресса и нации.

Речь идет о Джордже Вашингтоне.

Задание № 5.

По какому принципу образованы ряды?

5.1. Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон.
   Деятели войны за независимость английских колоний в Сев. Америке.
5.2. Король, губернаторы колоний, колониальные ассамблеи.
   Система управления английскими колониями в Сев. Америке.
5.3. Джон Кей, Джеймс Харгривс, Хейс, Эдмунд Картрайт, Джеймс Уатт.
   Английские изобретатели эпохи промышленной революции.
5.4. Просвещенный монарх, уничтожение сословных привилегий и сеньориальных порядков, необходимость религии для народа.
   Идеи государственного устройства по Вольтеру.

Задание № 6.

Заполните пропуски.

6.1. Декларация независимости США, Джефферсон
6.2. Король, парламент, Англия
6.3. Лендлорд, фермер-арендатор, наемный батрак
6.4. Просвещение, Веймар, «Фауст», Гете.

Задание № 7.

Сгруппируйте по определенным признакам.

7.1. а) Столкновение у Лексингтона; б) алгонкины; в) битва у Саратоги; г) ирокезы; д) битва под Йорктауном.
Пункты а, в, д — сражения войны за независимость США.
Пункты б, г — индейские племена, коренное население английских колоний в Сев. Америке.
7.2. а) Левеллеры; б) Абрахам Дарби; в) диггеры; г) Джон Уилкинсон; д) Ричард Аркрайт.
Пункты а, в — представители различных течений «уравнителей».
Пункты б, г, д — представители английской промышленной буржуазии эпохи промышленной революции.

 Тридцатая школа  

 Задаем вопросы  

 Следующие задания 

Нравится