§ 25. Взаимоотношения детей и родителей

Готовая домашняя работа по обществознанию за 6 класс.
Рабочая тетрадь Хромовой И.С. к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание»
Глава 6. Ребенок в обществе. § 25. Взаимоотношения детей и родителей.
Ответы к заданиям. Схемы. Таблицы. Кроссворды.

1. Работа с текстом.

Российская императрица Екатерина II после рождения внука Александра (будущего императора Александра I) сама занялась его воспитанием. Она даже написала специальную «Бабушкину азбуку». Вот некоторые правила из этой книги:
«Мальчик должен закаляться с детства, спать под легким одеялом.
Он должен иметь разных домашних животных и лично за ними ухаживать.
Если мальчик капризничает из-за болезни, его надо успокоить и оказать врачебную помощь.
Если мальчик капризничает из-за упрямства, желая что-либо получить слезами, ему надо спокойно объяснить его неправоту и ничего не давать».

А. Какие черты характера императрица Екатерина II хотела воспитать у Александра?

Ответственность и самостоятельность.

Б. Какие методы воспитания она использовала?

Екатерина скорее придерживалась метода воспитания, при котором все решения, касающиеся детей, принимаются исключительно взрослыми.

В. Как вы считаете, какие методы воспитания больше всего влияют на ребенка?

По моему мнению наибольшее влияние оказывают на ребенка личный пример, поощрение и наказание, а также метод, при котором решения принимаются совместно.

2. Что является самым важным в отношениях родителей и детей?

Взаимное уважение, понимание и поддержка, теплые доверительные отношения, стремление идти навстречу друг другу и находить компромиссы.

3. Заполните схему «Причины конфликтов между родителями и детьми».

Задание выполняется самостоятельно. Как пример предлагаем следующий вариант заполнения схемы.

Школа

1. Успеваемость
2. Поведение
3. Одежда
4. Режим дня

Образ жизни

1. Свободное время
2. Отношение к труду
3. Нормы поведения
4. Социальные группы

Моральные ценности

1. Современная культура
2. Мода
3. Музыка
4. Вкусы

Отношения в семье

1. Уважение к старшим
2. Устройство быта
3. Помощь в семье
4. Манера речи

Ответственность

1. Поступки
2. Обязанности
3. Поведение
4. Отношения

4. Часто на подростка оказывают влияние не только родители, но и сверстники.
Попробуйте разобраться, в решении каких вопросов вы больше доверяете родителям, а в каких вопросах больше прислушиваетесь к мнению сверстников.

Задание выполняется самостоятельно. Представленный ниже вариант ответа составлен на основании таблицы на стр. 170 учебника.

К родителям

выбор одежды, время возвращения домой, предпочтение в еде, как тратить деньги, манера речи, нормы поведения, личные проблемы, мнение о людях,

К сверстникам

выбор телепередач, музыки, книг и журналов, спортивные предпочтения, мода

Попробуйте найти не меньше трех причин своего выбора:

1. Обладая жизненным опытом, родители выступают как старшие друзья и советчики.
2. Родители являются источником поддержки, благополучия и воплощением власти.
3. Плохое понимание родителями в силу их возраста современной молодежной культуры и моды определяет большее влияние сверстников.
4. Родители, наряду с друзьями, могут быть образцом и примером для подражания.

5. Решите задачи.

   К вам на день рождения собрались друзья. Ваши родители*:
а) должны сесть за стол и праздновать вместе со всеми;
б) должны находиться в соседней комнате;
в) могут пойти на прогулку или в кино.
   Вас пригласил в гости ваш друг. А родители зовут вместе с ними на день рождения бабушки. Вы должны**:
а) поздравить бабушку по телефону и пойти к другу;
б) извиниться перед другом и поехать к бабушке;
в) договориться с другом, что зайдете к нему попозже или в другой раз.

* Нюансов решения задачи много в зависимости от возраста детей, воспитания и многих других причин. В выборе ответа авторы руководствовались словами «должны» в варианте Б и «могут» в варианте В. Родители могут (но не должны) быть в соседней комнате на случай необходимой помощи или могут пойти на прогулку, если считают, что дети достаточно самостоятельны.
** Правильным был бы вариант «извиниться перед другом, договориться с ним, что зайдете в другой раз, и пойти к бабушке».

6. Выберите варианты, которые кажутся вам верными, и закрасьте их желтым цветом.

  Надо всегда пытаться объяснять родителям свои вкусы и взгляды.
  Не надо слушать родительских советов, потому что они жили в другое время.
  У родителей большой жизненный опыт, поэтому к их советам стоит прислушиваться.
  У родителей нет времени, чтобы разбирать проблемы детей, поэтому лучше советоваться с друзьями.
  Можно посоветоваться и с родителями, и с друзьями. Возможно, их мнения совпадают.
  Родители уже забыли, что они были детьми, и не поймут детских проблем.

7. Случается, что даже в дружных семьях возникают сложные ситуации между родителями и детьми. Это всегда неприятно, но надо учиться находить причину недоразумений и, что еще важнее, правильно их разрешать.
Попробуйте найти выход из конфликтных ситуаций.

Причины

Ситуация

Правильный выход

  Самовольный поступок Кати*

 

 

 Катя без разрешения родителей принесла домой щенка. Мама не разрешила его оставить, а Кате очень этого хотелось...

 

 

 Объяснить Кате, что подобные решения нельзя принимать самостоятельно. Напомнить ей об ответственности за поступки и вместе с ней отнести щенка.

 Плохая успеваемость Кости

 

 

 Костя получил в четверти тройку по русскому языку. Родители расстроились и решили не покупать сыну новые компьютерные игры

 

 

 Если четвертная оценка хуже, чем предыдущие, то решение верное. Объяснить Косте, что исправив оценку, он будет поощрен покупкой новых игр.

 Невнимательность и безответственность Ани

 

 

 Мама попросила Аню купить после школы хлеб. Но Аня забыла зайти в булочную, и за ужином выяснилось, что семья осталась без хлеба

 

 

 Трагедий делать не стоит. Спокойно объяснить Ане безответственность ее поступка и в следующий раз проконтролировать выполнение поручения.

 Необязательность Миши

 

 

 

 Миша обещал вернуться от друга в 8 часов вечера, но пришел домой на час позже. Мама расстроилась и рассердилась, поэтому не разрешила сыну пойти на день рождения к этому другу

 

 

 

 Запрещать идти на др — наказание неадекватное проступку. Правильнее узнать причину опоздания, объяснить необходимость выполнения обязательств и ограничить время следующей прогулки на час.

8. Психологи считают, что конфликты бывают во всех семьях, и главное — научиться быстро их разрешать.
Вам предстоит составить рецепт разрешения семейных конфликтов. Вы можете взять некоторые правила из «Списка помощи» (те из них, которые считаете полезными). Если надо, прибавьте к ним свои собственные правила и расположите их в рецепте от самых важных до незначительных.
Список помощи:
Внимательно выслушать мнение всех спорящих.
Успокоиться, чтобы раздражение не мешало решению конфликта.
Никого не слушать из-за обиды.
Попытаться найти из сложившегося положения выход, который устраивает всех.
Пошутить, чтобы разрядить обстановку.
Настаивать на своем решении до конца.
Уметь признать свои ошибки и принести извинения в случае своей неправоты.
Уметь простить того, кто искренне сожалеет о своем поступке и просит за него извинения.

                                                    Рецепт
1. Успокоиться, чтобы раздражение не мешало решению конфликта.
2. Внимательно выслушать мнение всех спорящих.
3. Высказать свою точку зрения на конфликтную ситуацию.
4. Уметь признать свои ошибки и принести извинения в случае своей неправоты.
5. Уметь простить того, кто искренне сожалеет о своем поступке и просит за него извинения.
6. Попытаться найти из сложившегося положения выход, который устраивает всех.
7. Уметь принять решение, даже если оно расходится с вашей точкой зрения.
8. Не демонстрировать своего превосходства и не принижать другую сторону в случае своей правоты.
9. Пошутить, чтобы разрядить обстановку.
10. Не держать зла и поскорее забыть конфликт, проявляя ровное дружелюбное отношение.

 Тридцатая школа  

 Следующие задания 

Нравится