§ 26. Ребенок в школе

Готовая домашняя работа по обществознанию за 6 класс.
Рабочая тетрадь Хромовой И.С. к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание»
Глава 6. Ребенок в обществе. § 26. Ребенок в школе.
Ответы к заданиям. Схемы. Таблицы. Кроссворды.

1. Выберите верное окончание предложения.

     1. В первобытном обществе детей:
а) никто ничему не обучал;
б) учили читать и писать;
в) обучали всем необходимым навыкам опытные члены племени.
     2. Самые первые школы возникли:
а) в Древнем Египте, Китае, Греции;
б) в Римской империи;
в) в Древней Руси.
     3. В первых школах обучались:
а) только мальчики;
б) только девочки;
в) все дети.
     4. В Средние века обучали в школах:
а) всех детей;
б) только детей знати;
в) крестьянских детей.

2. Ученики стремятся получать хорошие оценки в школе, но задумайтесь, почему они это делают. Подумайте, почему ученики стремятся хорошо учиться и к каким результатам может привести хорошая учеба.

Впишите в соответствующие места схемы следующие пункты.

Причины: а) стать образованным человеком; б) мнение окружающих; в) мотивация со стороны родителей.
Результаты: а) возможность получения высшего образования; б) поощрение со стороны родителей; в) интеллектуальное развитие и эрудиция.

3. Используя знания по обществознанию и истории, решите кроссворд.

1. Древнеегипетский знак, передававший согласные буквы, сочетания букв
или целые слова. 2. Государство Древнего Востока, где появились одни из первых школ. 3. Наука, которая учит искусству красноречия. 4. Религиозные учреждения, способствовавшие распространению грамотности в Средние века. 5. Занятие, которому больше всего уделялось времени в спартанских школах. 6. Наука, изучавшаяся в школах Древнего Рима. 7. Материал, который использовали для письма в Средние века. 8. Древнеегипетский материал, заменявший бумагу.

Ответы: 1. Иероглиф. 2. Египет. 3. Риторика. 4. Монастыри. 5. Спорт. 6. Астрономия. 7. Пергамент. 8. Папирус.

4. Прочитайте отрывки из повести Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», в которых рассказывается об обучении в первобытном обществе.

«Старейший сказал Креку: «Сегодня вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых Холмов. Мы запасемся большими кремнями, они часто попадаются у подножия береговых утесов. Я открою тебе секрет, как их обтесывать» <...>
Старик вышел из пещеры. За ним шла целая орда мальчиков-дикарей. Самый старший из них — Гель. Старейший научил его вырезать из раковины острием кремневого осколка смертоносные крючки. При помощи самодельного гарпуна с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей <...>
Мальчики шли тихо, ступая легко и неслышно. Недаром старик постоянно твердил детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшумно и осторожно, чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичь, не попасть в когти диким зверям, не угодить в засаду к злым людям <...>
Старейший всю дорогу шепотом и знаками объяснял детям, как узнавать росшие по берегу водяные растения. В зимнее время их мясистыми корнями можно наполнить желудок».
Какие особенности обучения вы нашли в первобытном обществе?

  Учителями были старейшие представители племени, имевшие богатый жизненный опыт и передававшие его детям. Широко использовался личный пример, на базе которого формировались навыки поведения и деятельности. Обучение велось с помощью наглядных примеров.

5. Про обучение существует много пословиц и поговорок, сложившихся в старые времена. Объясните, какие из них подходят для современной школы, а какие устарели и почему.

Азбука наука, а ребятам мука. — Подходит, так как азбука необходима для образования, но ее изучение — трудный и долгий процесс (мука, мучение).
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. — Подходит, так как образованный человек имеет больше возможностей устроиться в жизни*.
Без палки нет учения. — Не подходит, так как в современной школе не применяются физические наказания за неуспеваемость.
Повторение — мать учения. — Подходит, так как и в современной школе повторение — это единственный способ закрепления пройденного материала.
Ученье — свет, а неученье — тьма. — Подходит, так как учение расширяет наши представления об окружающем мире.
Кто много знает, с того много и спрашивают. — Не подходит. В школах принята единая образовательная программа и, как правило, не применяется дифференцированный подход к знаниям учащихся.

* В пословице не следует воспринимать слово грамота буквально, так как пословица отражает представление об образовании прежних веков. Смысл пословицы кроется в понимании грамоты как образования.

6. Прочитайте сведения о средневековых университетах.

«После начального обучения, которое проводилось в «малых школах» и давало в основном знание латинского языка, чтения, можно было продолжить обучение в университете. Первые университеты появились в XII в. Они распространились по всей Европе. Учились в них долго. Сначала надо было закончить подготовительный факультет — 6 лет, а потом еще учиться на высшем факультете 5—6 лет. Обучение было платным. Письменных заданий не давали. Чтобы студенты лучше запоминали правила, их произносили в форме стихов. Слово «студент» по-латыни означает «занимающийся». Преподаватели читали лекции в помещении, но если студентов было слишком много, то профессор говорил из окна, а студенты слушали его на улице».

А. Подумайте, кто мог обучаться в средневековых университетах и почему.

В средневековых университетах могли заниматься только дети обеспеченных родителей, так как: а) необходимость содержания студента в период учебы и плата за обучение требовали значительных денежных затрат; б) длительность обучения требовала большого количества свободного времени.

Б. С какими трудностями была связана учеба?

1. Устная форма обучения и отсутствие учебников;
2. Длительный период обучения;
3. Необходимость платить за обучение;
4. Плохая организация учебного процесса.

7. Существует множество разных школ. Попробуйте представить идеальную школу — «Школу радости». Решите, что в существующей школе для этого можно оставить, что изменить и добавить.

Задание выполняется самостоятельно. Попробуйте на собственное усмотрение заполнить таблицу. Для помощи в выполнении задании можно воспользоваться приведенным ниже вариантом.

Оставить: школьную структуру, классические предметы, систему оценки знаний.
Изменить: увеличить число занятий по физ. культуре, сделать факультативными предметы, не являющиеся общеобразовательными.
Убрать: тестовую систему экзаменов, вторую смену, различные формы платы за образование, предметы религиозного и националистического содержания.
Ввести: участие школьников в школьном самоуправлении, обязательная школьная форма(?), единые образцы учебников.

8. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

А. Связаны ли между собой эти проблемы? Если «да», то обозначьте стрелками эту взаимосвязь.
Б. Изучите по выбору одну из проблем и подумайте, какие причины могли к ней привести и как ее можно решить.
   Рассмотрим проблему «ребенок прогуливает школу». Причинами данной проблемы могут быть: а) низкий уровень дисциплины; б) отсутствие мотивации к учебе; в) плохая успеваемость и проблемы в учебе; г) проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками; д) влияние окружения. Решение проблемы состоит в методах укрепления дисциплины, контроле и устранении непосредственных причин (например, пункт «д» — оградить от плохого влияния).

9. В современной школе большую роль играет компьютер. Существуют компьютерные классы, специальные обучающие программы. Даже экзамены уже принимают на компьютере.
Как вы думаете, может ли компьютер полностью заменить учителя?

   Компьютер не может заменить учителя по целому ряду причин. В процессе обучения важное место занимают методы психологическое воздействия на учащихся, личный пример, умение найти индивидуальный подход, дружелюбное и участливое отношение к ученикам, то есть духовные, эмоциональные и психологические аспекты взаимоотношений учителя и ученика, без которых невозможен успешный процесс обучения.

10. Вы, возможно, смотрели телевизионные сериалы о школе, учениках и различных школьных проблемах. Попробуйте написать сценарий одной из серий.
Задание выполняется самостоятельно. Например:

     Подружки. (название сериала)
Действующие лица: Аня, Катя и Света.
Сюжет: Ане сложно дается предмет «Обществознание», но она замечает, что ее подруга Катя всегда получает «отлично» за «домашку». Катя советует Ане пользоваться сайтом, ведь это можно делать прямо на уроке. Но вот Аня получает «двойку» за классную работу и решается посоветоваться со Светой, на что та дает короткий ответ: «А учиться не пробовала?»

 Тридцатая школа  

 Следующие задания 

Нравится