§ 23. Идеал и ценности

Готовая домашняя работа по обществознанию за 6 класс.
Рабочая тетрадь Хромовой И.С. к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание»
Глава 5. Духовная сфера общества. § 23. Идеал и ценности.
Ответы к заданиям. Схемы. Таблицы. Кроссворды.

1. Как вы понимаете выражение: «У каждого времени свои герои»? Кого можно назвать героем нашего времени (реального человека или киногероя)?

  Время накладывает отпечаток на нравственное развитие общества и зачастую это связано с событиями, которые переживает общество в данный промежуток времени. В революционное время героями становятся борцы за свободу, во время войн — защитники Отечества, сейчас, пожалуй, — люди, добившиеся успеха. В настоящее время героями могут стать как реальные люди, так и киногерои.

2. Обведите положения, которые являются ценными (важными) для вас в жизни.

Задание выполняется самостоятельно.

3. Спорят два ученика. Один убеждает: «У каждого должен быть идеал, чтобы к нему стремиться». А другой возражает: «Без идеала жить лучше и проще».
Чье мнение вам кажется верным?

   Мнение первого ученика, возможно, более верно, так как в развитии личности человека большое значение имеют нравственные ориентиры, служащие образцом для поведения. Вопрос лишь в том, кто именно становится идеалом и не доходит ли стремление к идеалу до слепого подражания и идеализации образа.

4. Для многих ребят 10—17 лет идеалом становятся современные певцы или артисты. Ребята создают фан-клубы (т.е. клубы фанатов). Они подражают кумирам в одежде, в манере говорить, в поведении. Ходят на концерты, пытаются достать автограф и караулят своего героя у подъезда.
Подумайте и ответьте на вопросы.

А. Что привлекает подростков в их кумирах?
   Чаще всего привлекают известность и успех кумира и сопутствующие им внешний антураж и атмосфера. Поклоняясь кумиру, подростки считают себя «приобщенными» к успеху и славе своего героя.

Б. Что может дать юным фанатам их увлечение?
  Нравственный ориентир (в случае положительного образа); мотивировать в достижении поставленной цели; расширить круг общения; способствовать развитию таких черт характера, как упорство, трудолюбие*.

* Не следует понимать этот пункт буквально, так как не к каждому «фанатству» он подходит. Но, есть множество случаев, когда люди добивались известности, стремясь быть «такими же», как известные деятели культуры, науки, спорта, а зачастую и превосходили своих кумиров.

В. Чем движение фанатов может быть опасно для них самих и для окружающих?
  Для самих фанатов это опасно оторванностью от жизни, скудостью интересов, слепым подражанием, которое обезличивает человека, идеализацией образа, асоциальным поведением. Последнее, наряду с преследованием кумиров, представляет угрозу и для окружающих.

5. Подчеркните, что вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему. Дополните список.

Задание выполняется самостоятельно. Ниже приводится объяснение по каждому пункту. Выберете те пункты, которые считаете нужными.

Хамство — невозможно спокойно относиться к наглому и грубому до беззастенчивости поведению.
Предательство — на такого человека нельзя положиться.
Жадность — дружба предполагает взаимопомощь и участие, а жадный человек не способен пожертвовать чем-либо.
Слабость характера — слабость характера можно простить женщинам и она совершенно не красит мужчин, но в обоих случаях важно знать меру.
Грубость — можно характеризовать как проявление неуважения.
Подлость — бесчестный, низкий в нравственном отношении человек не достоин уважения.
Зависть — завистливому человеку плохо при виде чужого счастья и хорошо в их же несчастье.
Лицемерие — несоответствие настоящих чувств и намерений в отношении человека с тем, как все это преподносится на словах.
Ложь — осознанная ложь подрывает искренние доверительные отношения между людьми.
Тщеславие — главным для такого человека является стремление к признанию окружающими его мнимых достоинств и деятельность ради похвалы.

Подчеркните, что вы себе никогда не позволяете в общении с человеком, которого любите и кем дорожите. Объясните почему. Добавьте свои варианты.

Задание выполняется самостоятельно. Задание можно рассматривать как продолжение предыдущего, а потому допустимо использовать в нем перефразированные формулировки первого задания, добавив в него что-то свое.

Неопрятно выглядеть — недопустимо по отношению к себе и признак неуважения к другому человеку.
Говорить неправду — человеку перестанут верить, а значит искренние доверительные отношения будут невозможны.
Повысить голос — проявление неуважения к другому человеку.
Нагрубить — проявление собственной невоспитанности и неуважения к другому человеку.
Обмануть — нельзя осознанно вводить человека в заблуждение.
Предать — поступок низкий, ставящий под вопрос какое-либо продолжение отношений.
Лицемерить — лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Болтливость — передавать другим людям содержание частных бесед — поступок низкий. Человек должен быть «могилой».
Необязательность — нужно стараться быть точным и выполнять обязательства и обещания.

6. Важнейшая ценность для любого человека — это жизнь. Но порой люди ею рискуют.
Прочитайте тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью.

В 1941 г. на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну.
Родина, свобода, независимость, семья, близкие, справедливость, жизнь.

 

 

Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь заразна и опасна.
Жизнь, добро, здоровье, польза, профессиональный долг, любовь (к людям).

 

Два друга-альпиниста в горах попали под камнепад. Один серьезно пострадал, а второй спас его, рискуя собственной жизнью.
Жизнь, дружба, добро, здоровье, профессиональная этика.

 
 

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» мужик во время пожара полез на крышу горящего дома, чтобы снять оставшуюся там кошку — «божью тварь» по его словам.
Жизнь, добро.

7. Прочитайте отрывок из письма в редакцию и заполните рабочий лист.

В. Возможен ли компромисс между различными ценностями?
   Компромисс между различными системами ценностей возможен при условии взаимного уважения сторон и отказа от навязывания и насаждения собственных ценностей другим людям.

Б. Надо ли пытаться понять чужие ценности?
  Понять чужие ценности необходимо — это способствует более тесному контакту сторон, облегчению диалога, определению взаимных интересов.

А. Как вы считаете, речь в отрывке идет о конфликте ценностей или о чем-то еще?
  Речь идет не только о конфликте ценностей. Он наблюдается в противопоставлении «день рождения бабушки — концерт любимой группы». Но, по моему мнению, описанный случай показывает скорее недостатки воспитания — эгоизм, лень, безответственность, неуважение к старшим. «Концерт группы» также можно рассматривать как проявление эгоизма.

Мой сын растет совершенно эгоистичным, черствым человеком. Я много работаю, чтобы у него было приличное образование, модные вещи, компьютер и многое другое. А ему даже посуду за собой помыть лень! А недавно мы крупно поругались. У бабушки был день рождения, а мой 15-летний ребенок заявил, что не сможет к ней приехать, потому что с трудом достал билет на концерт своей любимой группы! Мои аргументы на него не подействовали!

 Тридцатая школа  

 Следующие задания 

Нравится